Цена американской военной помощи Израилю. Ч. 2/2

kb.

Марк Аврутин
Окончание Начало

 

Динамика роста американской помощи Израилю

Триумф Израиля в шестидневной войне 1967 года показал американскому правительству, что Израиль построил мощные вооруженные силы, которые дают шанс подорвать влияние СССР на Ближнем Востоке. То есть, сотрудничество с еврейским государством могло стать выгодным для США, а сама помощь превращалась в инструмент влияния на Израиль.

После Шестидневной войны началось перевооружение израильской армии, на которое ушло больше, чем было потрачено за все предыдущие 19 лет существования государства. Для осуществления столь грандиозного проекта Израиль нуждался в финансовой помощи для закупки современного вооружения.

В1969 году была выделена помощь в размере 160,3 млн. долларов.  В 1971 году объем помощи возрос сразу в несколько раз и составил $634,3 млн. Второй резкий подъем произошел после войны Судного дня. В 1974 году США предоставили военный займ на $982,7 млн., и впервые предоставили военный грант на сумму в $1,5 млрд.

И дальше суммы продолжали увеличиваться. С 1975 по 1980 годы США предоставили Израилю экономических грантов на сумму в 2,9 млрд. долларов. Вместе с займами это составило $4,7 млрд. Примерно по миллиарду в год — это покрывало примерно 45% отрицательного платежного баланса Израиля. В 1980-1984 годы США перешли исключительно к безвозвратному финансированию, предоставив Израилю еще $3,2 млрд. Всего с 1970 по 1984 годы Израиль получил экономических займов и грантов на сумму в $8 млрд.

С 1985 года США не давали больше Израилю займов, а полностью перешли на безвозвратное финансирование военных  расходов и покрытие убытков, связанных в работой чрезмерно разросшегося военного комплекса.

За 11 лет, с 1985 по 1996 годы, США предоставили военной помощи на сумму $19,3 млрд. и экономической — на $18,8 млрд. В период с 1997 по 2002 годы США было выделено военных грантов на сумму $12,5 млрд.  В 2000-м году размер помощи впервые превысил $3 млрд., составив $3,1 млрд.

Capture
Американская военная помощь, как доля национального ВВП Израиля, по годам. Из статьи в журнале «The Marker»

Негативные последствия американской помощи

 Многие утверждают, что Израиль содержится на средства США и сионистов, что ограничивает независимость еврейского государства.  Министр обороны Израиля, начиная с 1985 года, лишен полной свободы действий. Он вынужден постоянно оглядываться на Вашингтон и ждать, когда оттуда перечислят очередные $1,8 млрд. на обеспечение безопасности Израиля.  Это делает невозможными ни самостоятельное военное планирование, ни сколько-нибудь самостоятельные военные действия ЦАХАЛа.

В 1970 году Израиль вступил в «Общий рынок». До этого в Израиле строилась экономика на основе принципа самообеспечения, и к 1958 году доля импорта в промышленном потреблении сократилась с 46% до 25,8%.  При вступлении в «Общий рынок»  Израилю было выставлено условие, чтобы он отказался от этого принципа самообеспечения.

На Израиль постоянно давит враждебное окружение арабских государств, особенно усилившееся после войны 1967 года, что вынуждает его тратить всё больше и больше на  перевооружение своей армии. В свою очередь, это стимулировало быстрый рост израильского ВПК, который оказался под контролем американских компаний, производящих вооружение, — фактически на положении их филиала.

Израильская экономика всегда испытывала острый дефицит сырья, топлива, рабочих рук. Поэтому перемещение сравнительно большого числа рабочих в ВПК существенно сказалось на структуре промышленности. ВПК стал самостоятельным сектором экономики Израиля, дающим 30-40% всей промышленной продукции, производимой в стране. Полагают, что построенный в Израиле столь мощный военно-промышленный комплекс обескровил экономику, отобрав у других отраслей рабочих и ресурсы.

Столь бурное развитие ВПК, создало трудности экономического роста страны в целом. Израиль стал сильно зависеть от импорта товаров, и экспорт перестал покрывать импорт. Поэтому, уже начиная с 1975 года, США стали предоставлять экономические гранты, чтобы дать возможность покрыть хотя бы часть отрицательного платежного баланса. Таким образом, США, с одной стороны, толкали израильскую экономику к дисбалансу, но, с другой стороны, не давали этому дисбалансу развиться.

Сокращение экономической помощи, начавшееся с 1991 года, вызвало процессы углубления дисбаланса развития. Нарастал отрицательный платежный баланс, поскольку Израиль продолжал ввозить все больше товаров и услуг для покрытия внутреннего спроса. Предоставляемая же экономическая помощь покрывала этот отрицательный баланс платежа лишь в ничтожной степени.

США, оказывая военную  помощь, одновременно навязывают свои условия. Примером может служить поставляемая в последнее время современная авиационная техника в герметичных корпусах с запретом их вскрытия. Американские представители по надзору могут в любое время контролировать выполнение этого требования.

Кроме того, США обладают правом вето на продажу Израилем определенных видов военной техники, в которых используются американские технологии. Помимо потерь на экспорте, Израиль лишен возможности самостоятельной поддержки приобретенных американских систем оружия в чрезвычайных ситуациях.

США целенаправленно проводили свою внешнюю политику с целью достижения стабильности в регионе, в котором сосредоточены огромные резервы энергоресурсов на фоне соперничающих межгосударственных отношений. Различные политические лидеры США и стран ближневосточного региона часто использовали иностранную помощь для достижения этих целей.

Соединенным Штатам в течение довольно длительного времени удавалось, используя иностранную помощь в качестве рычага, поддерживать некое подобие мира между Израилем и его арабскими соседями. Иностранная помощь способствовала упрочению кооперации в военной сфере между США и правительствами стран в этом регионе, помогая удерживать эти страны от неконтролируемой гонки вооружения.

Кроме того, экономическая помощь помогала умеренным режимам противостоять  росту радикализма в своих странах. Другими словами, Америка предпочитала выделять этим странам денежные средства вместо того, чтобы держать там свои войска.

При этом США надеялись погасить конфликты в регионе,  сделать иранский режим более умеренным, снять угрозу для Израиля со стороны Ирака и добиться признания Израиля как государства, законно существующего на Ближнем Востоке. Тогда бы Израилю не пришлось тратить колоссальные суммы на обеспечение своей обороноспособности, и он бы перестал нуждаться в американской помощи.

Однако современный Ближний Восток оказался совсем не похожим на тот, который представлялся в мечтах Шимону Пересу со товарищи. Сегодня  Ближний Восток — это распадающиеся Ирак, Сирия и Йемен, как порождение «арабской весны», это возникновение средневекового Исламского государства, это исходящая от Ирана ядерная угроза всему миру после заключения с ним «ядерной сделки», это начавшаяся религиозная война между суннитами и шиитами, которой не видно конца.

В результате военная угроза Израилю сегодня многократно возросла, и ему невозможно будет не то что отказаться от американской помощи, но и согласиться с её сокращением. Оборонный бюджет Израиля уже втрое превысил размер американской помощи и, скорее всего, будет продолжать расти.

Американская военная помощь как объект критики

 В Израиле есть немало критиков американской помощи, которые утверждают, что отказ Израиля от американской помощи усилил бы израильскую промышленность и способствовал экономическому росту. Тысячи рабочих мест в США, созданных за счет американской военной помощи Израилю, перешли бы к израильтянам. Вместо этого Обама продавливает соглашение, которое требует от Израиля отказаться от права тратить 25% военной помощи внутри страны. Это приведет к тому, что тысячи израильтян лишатся своих рабочих мест.

Кроме того, условия предоставления американской помощи предусматривают бесплатную передачу технологий, разработанных Израилем в рамках оказания военной помощи. Соответственно, отказавшись от этой помощи, Израиль смог бы  свободно продавать свои технологии другим странам, например, Индии, которая с готовностью стала бы партнером Израиля в разработке и производстве оружия.

Лишаясь независимости в развитии и производстве оборонительных систем, запчастей к ним и боеприпасов, Израиль окажется неспособным осуществлять военные действия без одобрения Белого дома.

Во время Операции «Несокрушимая скала» Обама неофициально ввел эмбарго на поставку в Израиль ракет определенного класса. Обама также временно запретил полеты американских коммерческих самолетов с посадкой в аэропорту Бен-Гурион, угрожая,  таким образом, экономике Израиля. Эти шаги были предприняты Обамой для принуждения Израиля к принятию ХАМАСовских условий перемирия.

Самое печальное в этой истории состоит в том, что высшее командование АОИ стоит на стороне Обамы.

Эту линию поддерживает и руководство службы безопасности, что наводит на мысль о наличии тесной связи администрации Обамы с общей службой безопасности Израиля, которая используется для подрыва избранного правительства Израиля.

Подтверждением могли бы служить недавние выступления отставных генералов по вопросам будущего вывода израильских войск из Иудеи, Самарии и Иерусалима. Их выступления отражают политику администрации Обамы в вопросах урегулирования палестино-израильского конфликта.

В частности, предлагается заменить в Иорданской долине части АОИ американскими войсками, которые будут патрулировать этот район совместно с палестинскими силами безопасности.

Этим не ограничиваются стратегические предложения администрации Обамы.

Израилю навязывается решение по созданию объединенного комитета безопасности, возглавляемого США, в состав которого войдут израильтяне, палестинцы и иорданцы. При этом американцы установят сроки вывода израильских войск из Иудеи и Самарии, включая Иорданскую границу.

В случае отказа Израиль лишится не только американской финансовой, но и дипломатической поддержки. То есть, Израилю предлагается отказаться от своей дипломатической и стратегической независимости в обмен на американские обещания по обеспечению его безопасности.

В заключение приведем несколько цифр. Расходы на оборону Израиля составляют 5,4% от ВВП, а в 1990 г. – 17,5%. Это не означает, что  расходы на оборону сократились более чем втрое – увеличился ВВП. Например, ВВП Израиля на душу населения с 2005 по 2014 гг. вырос в 1, 67 раза.  Американская военная помощь (порядка $3 млрд.) составляет чуть более 1% ВВП. Если Израиль выдерживал военные расходы в 1990 году на уровне 17,5% от ВВП, то, как полагают критики военной помощи США, он выдержит и чуть более 6%.

Кроме того, эта поверхностная оценка сделана без учета тех возможных структурных изменений в экономике Израиля, о которых говорилось выше.

Источник 

Июнь 2016

 

Реклама

One comment

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s