Письмо израильтянина россиянке

bossirt-1
Алла Боссарт и Игорь Иртеньев. Facebook

В конце недели русско-израильский Фейсбук взорвал очередной холивар, связанный с постом известной российской писательницы и публициста Аллы Боссарт, недавно переехавшей в Израиль.

В своем тексте, открывающемся популярной цитатой из Игоря Губермана: «От шабата до шабата брат на…бывает брата», Алла Борисовна рассказала о своем печальном опыте покупок в Израиле, когда к очередному случаю продажи некачественного товара с полным набором «левантийского» обслуживания добавились высказывания продавца о крестике на ее шее. Многие ватики, старожилы, среагировали на этот пост болезненно – и грянул холивар во всей красе!

С одной стороны — обвинения в «наезде» на весь Израиль и в нечестном использовании «Закона о возвращении», поскольку постоянно Алла Боссарт здесь не живет. Со стороны Аллы Борисовны и ее многочисленных защитников – встречные обвинения старожилов в «дедовщине», в «хумусном патриотизме» да и просто в элементарной зависти прошедших тяжелую абсорбцию 90-х к благополучным новоприбывшим.

Холивар заметно усилился с подключением к военным действиям мужа Аллы Борисовны – поэта Игоря Иртеньева. С ним самим был связан аналогичный скандал по аналогичному поводу: несколько лет назад он сделал алию, прошел по государственной медицинской страховке курс лечения, после чего благополучно вернулся в Москву.

Тупик: Алла Борисовна и ее сторонники искренне не понимают, чем вызвана такая реакция на ее вроде бы безобидный пост с известной губермановской цитатой. А те, кого этот пост возмутил, тоже не могут внятно сформулировать глубинные причины своего возмущения.

Поскольку, как мне кажется, я мог бы это сделать – попробую объяснить.

Я решил сделать это в форме открытого письма – поскольку тема эта касается не одной только Аллы Боссарт, но очень и очень многих.

Итак.

Уважаемая – действительно, очень уважаемая мною – Алла Борисовна!

Вы абсолютно правы, отвечая своим оппонентам, что совершенно законно получили израильское гражданство, на свои деньги приобрели жилье, платите налоги – и никому ничем не обязаны, кроме помогавших Вам друзей.

Чистая правда.

Только дело-то, извините, совсем не в этом.

Ваш муж в своем комменте написал, что вы – граждане России и Израиля, и поэтому и там, и тут вы – дома.

Здесь – ключ. В слове «граждане».

Израиль отличается от любой другой страны, где Вы, соблюдая ряд условий, могли бы получить гражданство, купить дом и жить.

Израиль – это семейный дом.

И еще Израиль – это государство-убежище.

Так получилось…

Мы – израильтяне, члены семьи. В других странах – сограждане, у нас – родственники.
Вы – россиянка с израильским гражданством.
И в этом – вся разница.

В том, что Вы россиянка, разумеется, ничего плохого. Это – Ваша самоидентификация, Ваш выбор, и дай Вам Бог. Но сердцем и душой Вы там. Москву, а не Иерусалим, поставили Вы во главу веселия Вашего…

Каждый из нас прошел в Израиле через энное количество хамства, грубости и, по Губерману, «на…балова». (Не к тому говорю, что мы вот дерьма хлебнули – и Вы должны. Никому этого не желаю).

И поливаем мы этих уродов такими словами, на какие в Вашем тексте и намека нет, – почитайте русско-израильские форумы!

Речь только о другом.

О фразе: «Брат на…бывает брата».

В этой формуле оба – братья. И тот, который на…бывает, – и тот, которого.
И для меня тот же хам-продавец или любой подонок местный – член семьи. А в семье – не без урода.

И то дерьмо, которого я от него наелся или наемся, – наше дерьмо. Семейное. И пахнет оно по-другому, и вкус другой.

И не скажу я ему: «Не брат ты мне, гнида черножопая!» (цитата из фильма «Брат» — прим.ред.). Потому как брат он мне. Хоть и сволочь, и подонок, и гнида. И даже «черножопый», уж простите за цитату. Брат. А братьев не выбирают – такой вот уродился…

Так что имеете Вы полное право, уважаемая Алла Борисовна, на законное возмущение хамством, обманом и прочими прелестями нашей израильской жизни – как и любой приезжий или турист. И не то что писать – орать об этом имеете полное право! Во весь голос и в любых выражениях.

В одном только праве я, израильтянин, Вам отказываю – в праве использовать при этом такие вот замечательные цитаты из Губермана. Матом трехэтажным ругайтесь – а цитаты такие лучше не трогайте. (И аналогичные, естественно, и не только из Губермана).
Потому что написаны они – для внутрисемейного употребления. То есть читать со сцены и в сборниках печатать – с дорогой душой! А вот использовать «по случаю» – только для своих.

Для братьев. Для израильтян. А Вы – россиянка.

Знаете, это как негры американские друг друга «ниггерами» называют. Любя. Своим можно, а белый или латинос скажет – и убить могут.

Сразу подчеркну: ни национальность, ни вероисповедание здесь значения не имеют.
Спросите друзей и подруг моих – хоть неевреев по Галахе, хоть чистокровных русских, украинцев и других, с нашей алией сюда приехавших и израильтянами ставших. Братья и сестры они мне.

И любой друз, черкес или араб – хоть христианин, хоть мусульманин, который в ЦАХАЛе служит и Страну защищает, брат мой. Израильтянин.

И чистокровных российских евреев знаю, которые годами здесь живут, а израильтянами не стали. Россиянами остались. Душой в России.

Надеюсь, причины народного возмущения я Вам, Алла Борисовна, объяснил.
В праве стать израильтянкой, как мы все, Вам никто не отказывает – рады будем в семью принять!

Только это от Вас самой зависит.

Захотите, станете израильтянкой – почувствуем.

Вы еще сама этого не осознаете – а мы уже знать будем.

И тогда ставьте на Фейсбук тот же самый пост, с той же самой цитатой – слово в слово!
Реакция другая будет.

И посочувствуем, и повозмущаемся, и про свои аналогичные случаи расскажем – у нас их хватает, к сожалению.

Потому что запах, извините, у Вашего поста другой будет.
Родной. Семейный.

А пока Вы россиянка с израильским гражданством – лучше не надо.

Понять это, наверное, сложновато. Постарайтесь почувствовать…

Это была первая часть марлезонского балета, Алла Борисовна.

А теперь – вторая часть. Про крестик. И про государство-убежище.

Зачин будет тот же, что и в первой части.

Со всем возможным уважением отношусь, Алла Борисовна, к Вашим религиозным убеждениям и самоидентификации.

И имеете Вы полное право носить в Израиле на шее крестик. И ни от кого его не прятать. И никто Вам слова по этому поводу не скажет – разве что вот такой хам-продавец. Ну, если куда-нибудь в Меа Шеарим или в Бней-Брак по ошибке попадете, там могут, конечно, погрубее среагировать – сплюнуть демонстративно или обругать.

А так, максимум, – глянут косо.

Понимаете, Алла Борисовна, один и тот же символ разную смысловую нагрузку нести может. И разную реакцию вызывать. В зависимости от человека и от обстоятельств.

Скажем, та же самая свастика для тибетского буддиста будет означать и символизировать одно. Для латыша-традиционалиста – совсем другое. Ничего, связанного с нацизмом, кстати, – древний символ, Огненный крест. А что такое свастика для еврея – и говорить не буду…

Или же шестиконечная звезда: для еврея – щит Давида, для индийского йога – сердечная чакра Анахата.

И реагировать на один и тот символ один и тот же человек будет по-разному, в зависимости от обстоятельств и места.

Скажем, если еврей в Тибет поедет и там свастику на монастыре увидит, то отнесется он к этому адекватно и с полным пониманием. А если тот же еврей в Германии свастику, нарисованную на синагоге, обнаружит, то тоже отнесется к ней с пониманием. С соответствующим пониманием. И реакция у него будет адекватная, только уже другая.

Страх. Генетический.

А когда тот же самый бродячий еврей наткнется на свастику в Израиле, то опять-таки реакция будет адекватная: гнев!

И латышу или тибетцу, которые в Израиль едут, сто́ит принять это во внимание. И орнаменты со свастикой им сюда лучше не везти – не так поймут.

К чему я клоню, Вы, Алла Борисовна, вероятно, поняли.

Вопрос у меня: представляете ли Вы, как воспринимают крестик на Вашей шее израильтяне?

Не русские израильтяне, Ваши знакомые, которые воспринимают его так же, как и Вы, – а коренные, сабры, религиозные или соблюдающие традицию? Или даже и светские, но выросшие в традиционных семьях? Всех вместе таких – больше, чем полстраны.

Думаю, что не очень хорошо представляете. Попробую объяснить. Тем более, что и очень многие из наших русских израильтян, даже давно живущих в Стране, не в курсе.

Не знаю, изучали ли Вы историю жизни евреев в христианских странах? Даже, если и не изучали специально, конечно же, как образованный человек, имеете о ней представление.

Скажу в двух словах: две тысячи лет преследований, унижений, изгнаний, грабежей, убийств и погромов. По любому поводу и под любым предлогом – за эпидемию чумы и кровь христианских младенцев для мацы, за отказ перейти в христианство или просто по традиции – в ночь с 31 декабря на 1 января, в которую мы с Вами привыкли праздновать Новый Год.

И самое главное – за то, что римляне распяли когда-то еврея по имени Иешуа.

Громили, убивали и изгоняли нас, как Вы прекрасно знаете, люди с такими же крестами на шее, который сейчас носите Вы.

Такой видит нашу историю большинство израильтян – и не только религиозных. Со школы.
Вероятно, Вы скажете, что это все было когда-то в незапамятные времена, что мы живем в 21-м веке, что все давным-давно изменилось и христианство сейчас совершенно иное – и т.д., и т.п. И все это – правда.

Только есть еще одна проблема. Такой уж мы народ – сплошные проблемы…

В еврейской традиции время не течет линейно из прошлого в будущее. Оно циклично. И все повторяется из года в год – здесь и сейчас.

И это не наши далекие предки – это мы сами из года в год выходили и выходим из Египта в Песах, чтобы идти сюда, в Землю Обетованную.

И это мы стояли и стоим каждый год в Шавуот у Горы Синай – в ожидании Моше со Скрижалями Завета.

И это мы каждый год на Девятое Ава оплакивали и оплакиваем разрушение наших Храмов.

Каждый год – здесь и сейчас.

Отсюда – и еврейское понимание истории. Точнее всего выразил его Шай Агнон в своей Нобелевской речи:

«Из-за того, что Тит, император римский, разрушил Иерусалим и народ Израиля был изгнан из его Страны, – родился я в одном из городов изгнания».

Понимаете, Алла Борисовна, Агнон родился в Галиции не потому, что родители его там жили, а из-за того, что Тит разрушил Иерусалим!

Здесь и сейчас, Алла Борисовна, из года в год – здесь и сейчас…

И это нас, – а не наших далеких предков – вырезали и вырезают на берегах Рейна первые крестоносцы.

И это нас сжигали и сжигают на кострах инквизиции.

И это нам вспарывают животы и рубят головы казаки Хмельницкого.

И так далее, и так далее, и так далее…

Вплоть до Холокоста – вершины наших взаимоотношений с христианами. Людьми с крестиками на шее.

Вот так понимаются время и история в еврейской традиции.

Вы, разумеется, вправе сказать, что это антиисторично и глубоко ошибочно.

Можете сказать, что это религиозный бред и мракобесие.

Или что такое самоотождествление с предками – шизофрения и паранойя.

Или еще что-нибудь – Ваше право, Алла Борисовна. Ваше полное право.

Такое же, как право очень и очень многих евреев на свое видение мира. Тем более здесь, в Израиле.

Уж извините – отличающееся от Вашего.

А они видят мир именно так.

И думаю, что Вам следует знать, как воспринимают Ваш крестик эти евреи – и не обязательно евреи с кипой на голове.

Почти как свастику. Почти.

Боль от свастики поострее, конечно.

И еще одна разница: те, кто со свастикой, тела убивали.

А те, кто с крестом, еще и души пытались убить. Еврейские души.
(Это я насчет перехода в христианство, если Вы не поняли).

Тех, кто евреем хотел остаться, на кострах сжигали. Или еще как…

Повторяю, Алла Борисовна: имеют эти евреи полное право на такое вот свое отношение к кресту. На то, что он для них означает и символизирует. Даже если они «мракобесы».
Как минимум – не меньшее, чем Ваше право вкладывать в него свой смысл.

Кто-то из Ваших сторонников на Фейсбуке написал, что это все ерунда, что Иерусалим полон христиан с крестами. Монахи, священники, паломники и просто туристы.
Чистая святая правда: полно в Иерусалиме крестов нательных навыпуск. Да оно и понятно – Иерусалим!

Но есть нюанс.

Все они – монахи, паломники, туристы, – находятся здесь не в том статусе, в котором находитесь здесь Вы, Алла Борисовна.

Потому что Вы приехали сюда и получили гражданство как репатриантка.

В государство-убежище. Для этого, в первую очередь, создавали его отцы-основатели.
Убежище, которого две тысячи лет у нас не было – потому что император Тит разрушил Иерусалим.

Убежище от тех, кто с крестами…

И слово «репатриант» для очень многих израильтян – синоним слова «беженец». Потому что и сами они были беженцами.

Отсюда и отношение к крестикам на репатриантах – не такое, как на священниках из церквей христианских или на туристах.

Еще раз подчеркиваю: не о национальности или вероисповедании говорю, и не о том, что, мол, неевреи сюда едут, – в первой части уже все на эту тему объяснил.

Только о символике. И о восприятии ее. Зависящем, в том числе, и от того, кто именно эту символику носит.

И не для того пишу, Алла Борисовна, чтобы Вы крестик свой под одежду прятали, как мы в свое время в СССР магендавиды. О другом речь.

Если кто-то у нас в Израиле на Ваш крестик глянет косо или слово по этому поводу скажет, как тот хам-продавец, очень Вас прошу: перед тем, как рот ему, хаму, заткнуть, – вспомните, пожалуйста, то, что я Вам здесь объяснить пытался.

И уж постарайтесь его как-нибудь понять и простить.

По-христиански.

С уважением
Юрий Фридман-Сарид, израильтянин.

Источник

 

Реклама

One comment

  1. Александр Вильшанский в своей статье: «Новая реальность», привел характерное высказывание:

    «Гои существуют только для того,чтобы мы могли не работать, а учить Тору!»

    Рав Овадья Йосеф.

    Об этом можно было только догадываться, исходя из поведения значительной части ультраортодоксов, но чтобы так откровенно?! А кто же для них гои? Это не только иноверцы, но и светские евреи. Но, что может быть постыдней наглых иждивенцев. Наши предки так не жили. Это уже новая каста профессиональных потребителей, вещающих от имени Господа.

    Другая часть народа, вроде бы атеисты, уже готовы отдать значительный кусок своей исторической родины пришельцам — за абсолютно виртуальные гарантии безопасности для еврейского государства, создавая одновременно прецедент, который дает юридическое обоснование для арабов, претендовать и на сам Израиль.

    Есть еще граждане, арабского происхождения, которые выбирают до дна все свои права и льготы, а что же касается обязанностей, то это не их профиль.

    Так что Алла Борисовна — дело не в кипе и не в крестике, а в элементарной порядочности, вне всякой зависимости от веры, убеждений или места проживания. На таких в стране — явный дефицит. У нас та же проблема, что и в ЕС, именуемая мультикультурализмом… Мы строим новую Вавилонскую башню с заранее известным концом.

    И выход, тоже заранее известен. Это обмен населением. Евреи из арабских стран — практически все убыли, так что очередь за арабами — из нашего национального дома. А то, уже некуда будет принимать евреев — репатриантов, а время становится все более тревожным. Именно это волнует евреев Израиля, а не крестики — нолики, которые раздражают только недоумков.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s