Sofi Ron-Moria
По просьбе Alexander Chernitsky
О росте насилия в харедимных кругах. Причины, различия между течениями и точка зрения русскоязычного аналитика
Несколько слов по поводу эскалации насилия, которая наблюдается в последнее время в некоторых ультраортодоксальных группировках, и о реакции на таковое на «русской» улице.
Прежде всего, о сути.
Есть две группы хулиганов.
Одна, побольше, так называемый «Пелег». Активизировалась в последние годы вследствие раскола (отсюда и название — Пелег, то есть фланг, отколовшиеся) внутри литовского направления .
Этот раскол заслуживает отдельного поста, здесь замечу только, что Пелег- направление более крайнее, отстаивающее литовский образ жизни последних двух поколений, когда мужчина изначально не работает, а изучает Тору в колеле (ешиве для женатых), семьи содержит жена, уровень жизни крайне низкий, и община полностью отгорожена от окружающего мира.
Более современный мейнстрим литовского направления осторожно, полунамёками признает необходимость выходить на рынок труда мужчинам , а не только женщинам.
К этому главным образом сводится спор между раввинами Ойербахом и Штейнманом. Сторонники первого, Пелег Йерушалми, проигрывают во внутрисекторальной войне. Чтобы привлечь спонсоров, новых сторонников, а также удержать в узде старых, Пелег ужесточает позиции и устраивает беспорядки.
В последнее время- якобы против мобилизации. Что-то изменилось, их призывают в армию?
Отнюдь нет. Мало кто отдаёт себе отчёт , что Пелег перекрывает дороги не для того, чтобы избежать призыва, а из-за абсурдного требования не являться на мобилизационный пункт с целью получить от этого призыва освобождение.
Дикость?
Нет, внутрисекторальная война. Ведь и более умеренные , сторонники рава Штайнмана, тоже не служат. Нужно же Пелегу доказать, что его люди святее Римского папы? Вот и способ.

Вторая группа, сектанты Сатмарского направления, отчаянно пытается предотвратить уход из секты. В Меа Шеарим нападают на солдат , но именно на солдат-харедим. Они — враги, пробивающие трещину в стене. Противники призыва среди харедим всегда утверждают, что в армии хареди снимет кипу. Но сними он кипу, в Меа Шеарим его и пальцем не тронут. А зато солдат в кипе и с пейсами бьют смертным боем, потому что они показывают опасный пример. Можно, значит , служить в армии и оставаться хареди.
Пелег более рассредоточен: Иерусалим, Бней Брак, Бейт Шемеш, — но, как и сатмарские хасиды, занят не противостоянием со светскими, а внутрирелигиозными конфликтами. Борется за власть и влияние.
Нет, конечно, и светская женщина может получить в Бейт Шемеше камнем по голове, как это произошло недавно, но это по принципу «лес рубят- щепки летят».
Мешают Пелегу совсем не светские, а другие религиозные. Более умеренные харедим и религиозные сионисты, тоже живущие в Бейт Шемеше,
Израильтяне не всегда разбираются в хитросплетениях конфликта, но, в отличие от русскоязычных, чётко знают: религиозные бывают разные. Почти у каждого израильтянина дядя в Бней Браке, двоюродный брат на поселениях, да мало ли кто? «Русские» зато чётко делят население на «пейсатых» или «датишных» и своих, нормальных, привычных .
А далее диалог, в особенности, в соцсетях, приобретает абсурдный характер.
С одной стороны, по большей части не разбирающиеся , кто против кого и почему, противники «пейсатых хулиганов». Среди них- откровенные антисемиты, которые вполне могут оказаться и евреями. Если дирижёр Даниель Баренбойм может податься в антисемиты, то почему, к примеру, Боря Рабинович не может?
Но есть среди них и вполне адекватные, интеллигентные авторы комментов, для которых насилие хулиганов из Пелега и Меа Шеарим неприемлемо, а других религиозных они не знают.
А с другой стороны, у тех же вандалов есть защитники на «русской» улице. Их немного, но кричат они громче других, вот их и слышно издалека. Среди этих можно выделить несколько групп: НХА- Новая Харедимная Алия, малограмотные, но агрессивные неофиты, для которых чем чернее, тем праведнее, а, значит, те, которые бьют религиозных , за то что они «религиозны не так , как надо», — в своём праве и заслуживают всяческой поддержки.
Вторая группа — сторонники всяческих теорий конспирации, анархисты, которым только дай обругать любую власть. Враг моего врага — мой друг, значит, хулиганы правильно поступают, да и вообще их спровоцировал ШАБАК . Обе группы — хуже…
Конечно, оптимальным решением была бы чёткая , активная позиция раввинов харедим из мейнстрима. Часто задают вопрос, почему они молчат? Они не то, чтобы молчат. Они высказываются против насилия — но тихо, осторожно, и внутри сектора. Потому что, упаси Б-г, услышат нерелигиозные.
Потому что руководители ультраортодоксальных общин — сторонники автономии. «Я свою сестренку Лиду никому не дам в обиду».
Если нужно, сами ее побьют или по-тихому привлекут полицию. Проблема в том, что тут уже не сестренка Лида, задевающая деток в песочнице. Тут здоровенный жлоб, дворовый хулиган с кастетом.
Да и высказались бы раввины публично — дискуссия велась бы на иврите и, вполне возможно, и не дошла бы до «русской» улицы.
Вот и идёт по-русски диалог между ненавистниками «досов» и апологетами вандалов. Есть, конечно, и в «русском» виртуальном пространстве те, кто понимает суть противостояния и пытается объяснить ситуацию. Но таких — единицы.
Авторский блог
Июнь 2017
Софи пишет:Вот и идёт по-русски диалог между ненавистниками «досов» и апологетами вандалов. Есть, конечно, и в «русском» виртуальном пространстве те, кто понимает суть противостояния и пытается объяснить ситуацию. Но таких — единицы.
Ситуация паршивая и это подтверждают факты, которые противоречат нормальной логике любого порядочного и законно послушного гражданина. Что значит, физически и психически здоровый еврей, в своем долгожданном государстве (а иначе зачем он здесь живет?!) всю свою жизнь посвящает молитвам на содержании у государства (как и его дети), а жена должна обслуживать семью и еще работать. А когда же ей жить? И это в демократическом государстве, где официально все равны! Неужели это прописано в священных книгах?!
А если власть в это не вмешивается, то это преступление по отношению к тем гражданам, которые выполняют все гражданские обязанности, да еще вынуждены содержать обнаглевших иждивенцев. Каким это образом, вера в Творца может помешать человеку трудится, служить в армии, платить налоги и не ставить в безысходное положение правительство, которое ничего не может поделать с паразитизмом арабского сектора, пока тот же образ жизни ведет значительная часть евреев — ортодоксов.
НравитсяНравится