Есть ли будущее у кибуца?

Кибуц «Рамат Рахель» на юго-восточной окраине Иерусалима. Профиль — туристский бизнес

 

Лев Мадорский

 

Сегодня,  во времена невиданного технологического ускорения, наша жизнь  меняется значительно быстрей, чем раньше. Девять лет назад  я написал статью о кибуцах, в которой пытался понять — есть ли будущее у этой коммунистической утопии. Дать однозначный ответ мне не удалось.

Мнения кибуцников, с которыми я тогда поговорил,  были самые разные. Вплоть до таких, что дни кибуцев сочтены. Но вот, недавно позвонил приятель, бывший житель кибуца, который случайно натолкнулся  в Интернете на мою старую статью, и я понял из его слов, что  многое с тех пор изменилось.

Приятель считает, что хотя за прошедшие годы часть кибуцев обанкротились или были приватизированы, но по тем, которые остались, можно сделать вывод, что кибуцное движение не только не угасает, а, напротив, набирает силу.

«Теперь, — уверяет бывший кибуцник, — во многих израильских коммунах,  жители не только получают дом и участок земли в частную собственность, но и зарплаты у них не одинаковые, а зависят от трудового участия.

Более того, кибуцы активно развиваются, производят более 40% сельскохозяйственной продукции, а по некоторым видам промышленности (производство обуви, высокие технологии, робототехника, капельное орошение, некоторым другим), занимают ведущие места не только в Израиле, но и в мировой экономике».

Image result for ‫קיבוצים בישראל מתנדבים‬‎Почитал Интернет и узнал, что в кибуцах набирает силу еще одно уникальное явление — волонтерство из-за рубежа. Вернувшись в свои страны, волонтеры навсегда стали друзьями Израиля, а несколько тысяч   ( в том числе, из Германии)  навсегда поселились в кибуцах.

Приятель убедил меня, что хотя кибуцное движение  несколько видоизменилось, в еврейском государствк оно имеет большое будущее.

 

Помещая в «Еврейском мире»   статью, надеюсь, что русскоязычные израильтяне либо поддержат мое мнение, либо, напротив,  опровергнут .

 ***

 Когда недавно (2008 г. — прим.ред.) мне предоставилась возможность пожить несколько дней в кибуце, я был в восторге. Давно об этом мечтал. И не только пожить, но и поработать.

Заболела воспитательница в детском садике и заведующая, знакомая по Москве, у которой я в кибуце остановился, попросила  её заменить. Кроме того, в свободное от работы время, я гулял по территории коммуны, разговаривал, насколько позволяло отсутствие иврита, с её членами, играл в биллиард и настольный теннис, купался в бассейне, питался в общественной столовой.

Мне чрезвычайно интересно было разгадать тайну этого уникального объединения. А то, что тайна существует, было очевидно. Эксперимент, поставленный коммунистами на шестой части суши, закончился, в научном отношении, успешно.

72 года «свободы, равенства и братства»  доказали, что коммунистическая идея, заманчивая и гуманная на словах, на деле оказалась непродуктивной и жестокой.

Тем не менее, нарушая все законы науки и здравого смысла, в одном-единственном государстве мира существуют островки коммунизма. Которые успешно функционируют.

Вот уже более, чем сто лет. Первый кибуц «Дгания» был организован в 1909 году. Как выразился один из героев Чехова: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Удивительно. Невероятно. Но факт…

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

 Готовясь к поездке, прочитал о кибуцном движении массу литературы. Ознакомился с сайтом в Интернете. Я уже знал, что сельскохозяйственные коммуны создавались людьми, пытавшимися соединить идею национального возрождения еврейского народа, как с социальным утопизмом, в то время модным в Европе, так и  с социально-этическими идеалами библейских пророков.

Ко всему этому примешивались и задача вполне утилитарная: сионисты справедливо считали, что нельзя добиться независимости, не научившись работать на земле. Нельзя быть государством, не умеющим себя прокормить. И случилось чудо.

 חליבת פרות ברפת שנות 1920 Несмотря на отсутствие опыта (евреи в странах рассеяния почти не занимались крестьянским трудом), климатические трудности, катастрофическую нехватку финансов и враждебность соседей-арабов, новые поселенцы в короткий строк создали высокопродуктивное сельское хозяйство. Которое не уступает по уровню  сельскому хозяйству развитых стран с многолетней земледельческой традицией.

В настоящее время (2008 г — прим. ред.)  в Израиле более 300 кибуцев, в которых проживает около 120 тыс. человек и вырабатывается около 40 % всей сельскохозяйственной продукции.

Image result for ‫קיבוצים בישראל חקלאות‬‎

И всё это, повторяю, на основе абсолютно утопической идеи: «От каждого по способностям — всем поровну». Идеи, которая здесь не красивый лозунг, не пустые слова, а обыденная реальность. Все члены киббуца, независимо от трудового участия (и агроном, и тракторист, и сторож) получают, выражаясь казённым языком, одинаковое количество материальных благ…

 

О ТОМ, ЧТО ВИДЕЛ

 Поражает обилие зелени (побывал в нескольких  кибуцах и всюду картина, примерно, одинаковая), красота, ухоженность.

Related imageКаждая семья имеет (ещё раз подчёркиваю — получает бесплатно) отдельный, удобный дом. С кондиционером, ванной, количеству комнат по количеству членов семьи.

Гибкость и подвижность всей структуры кибуцной жизни, как и запас пустующих домов, позволяет действовать быстро и оперативно: сегодня родился ребёнок — завтра семья переезжает в новый дом, в котором на одну комнату больше.

Есть общая прачечная, просторная, общественная столовая с большим выбором блюд для членов кибуца и гостей, плавательный бассейн с подогреваемой водой, синагога. Прекрасно оборудованный детский сад и ясли, где на трёх-четырёх малышей приходится одна воспитательница. В школу детей возят на автобусе.

В животноводческих фермах и промышленных мастерских — высокая механизация. Всюду компьютеры, новейшая техника, в основном, израильского производства. Есть клуб, кинозал, пианино, работает самодеятельный театр. У ворот стоят автомашины (БМВ, Тойоты, Фольксавагены), которыми член кибуца может  воспользоваться  в любое время суток. Можно ещё долго, захлёбываясь, рассказывать о том, что видел. Но для полноты картины поговорим и о другом…

 

О ТОМ, ЧТО СЛЫШАЛ

 Из разговоров с членами кибуца, а также с другими израильтянами, я понял, что нельзя всё, что происходит в израильских коллективных хозяйствах, так разительно отличающихся от их российских сородичей, окрашивать в розовый цвет. Существует множество проблем-трудностей. В том числе кризисного характера.

 

Авраам Бер, 52 лет, водитель автобуса. Он приехал в Израиль в семидесятые годы:

Кибуцы создавались в экстремальных условиях. Особыми людьми. Первопроходцами. Героями. Именно они в войну Судного дня стояли на смерть. Шли с гранатами против танков. Мне кажется, что таким людям трудно в нормальной, будничной жизни. Когда всё определяют деньги, жизненные удобства, престижная работа. Для кибуцников все эти категории второстепенные. Мы становимся нормальной страной, и дни кибуцев сочтены.

 

Шмуэль Либерман, 68 лет, пенсионер, приехал из Польши. В Израиле с 52-го года:

Related image
Пикет в Тель Авиве против ликвидации кибуца ради земли под «урбанизацию»

В кибуцах, на мой взгляд, душа Святой Земли. Я сам какое-то время был кибуцником и знаю о чём говорю. В них источник нашей энергии и силы. Символ единения евреев. Когда главным становится не карьера или богатство, а национальная идея, братство, общая цель. Когда мы, евреи, чувствуем себя одной семьёй. Именно кибуцы делают нашу страну единственной, неповторимой… Поверьте мне. Уйдут кибуцы и Израиль станет другим. Возможно, я не прав, но не исключаю, что без кибуцов не будет Израиля.

 

А вот что говорят члены кибуца.

Александр Гольдман, художник, 54-х лет, приехавший в 1990-м году из Ташкента:

Image result for ‫קיבוצים בישראל צייר‬‎Кибуц — это, прежде всего труд. По восемь часов в день, а, если надо и больше. Шесть дней в неделю. Причём, любая работа. Которую тебе поручают. Нравится она или не нравится.

Вот, например, мне поручили сегодня привести в порядок сенокосилку. Мой рабочий день уже закончен, а починить пока не удаётся. Но я не могу уйти. Буду работать пока не починю…

С другой стороны, это оранжерея. Где создаются условия, освобождающие от обычных, будничных забот: хождения по магазинам, стирки, приготовления еды. Даже, в значительной степени, от ухода за детьми. Они целый день в яслях, детском саду или в школе. Только недавно стали ночевать дома.

Вроде бы, рай для женщины. Но, как ни странно, освобождение оказалось не всем по душе. Выяснилось, что для некоторых, например, для моей жены, каждодневная, казалось бы, осточертевшая суета необходима.

Иначе нечем заполнить пустоту. Особенно, если нет круга общения и работа не по душе. А такое тоже бывает. И потом здесь ничего нельзя скрыть. Всё про всех известно. Мне лично жизнь в кибуце, несмотря на все удобства и на то, что нам помогли поднять троих детей, напоминает жизнь в полярной экспедиции. Где нужно подбирать людей по психологическому соответствию и время от времени менять экипажи..

 

Из разговора с членом кибуца, профессором философии  Яковом Капланом, 78 лет:

В 1938 году мне было десять лет, когда мы с родителями убежали из нацистской Германии. С тех пор живу в кибуце, который для меня всё. Я тут вырос, получил деньги на учёбу, женился, вырастил детей.

Image result for ‫קיבוצים בישראל שמירת לילה‬‎Вспоминаю первые кибуцы — днём работали, готовые к нападению, ночью охраняли. Однако, это были, сейчас в это трудно поверить, счастливые дни. Видимо, опасности, трудности, общая цель делает человеческие отношения чистыми и значительными. Мы стыдились громких слов и не провозглашали мушкетёрский девиз: «Один за всех и все за одного». Но по сути всё так и было. Иначе бы не выжили.

Меняются времена, меняются люди. Сейчас не так.

Сейчас кибуц больше напоминает монастырь. Где можно отойти от суеты, скрыться в защищённом пространстве, где гарантирована работа, жильё, неплохой жизненный стандарт. Я на пенсии. Как бы наблюдаю со стороны. И мне кажется, к великому сожалению, что дни кибуца сочтены.

Нельзя в нормальной    жизни труд разных людей с разными способностями и возможностями, наконец, с разным образованием, оценивать одинаково. Утопическая идея действует лишь в особых условиях. Лишившись духа энтузиазма, подвижничества, кибуцы становятся малоэффективными и многие существуют за счёт государственных дотаций…

 

И в ЗАКЛЮЧЕНИЕ мнение одного из руководителей кибуца, коренного израильтянина Менахема Сигуди:

 

Related imageНесмотря на трудности, переживаемые сегодня, уверен, что кибуцы останутся. Потому что кибуц — это люди, которым нравится, так сказать, коллективная жизнь в условиях похода, с одним котлом, у всех на виду. Для которых главное — национальная идея, а деньги — вещь второстепенная. Таких людей, наверно, не так уж много, но они есть. Они останутся в кибуцах. Они определят будущее кибуцного движения.

 

Может быть, это так. А, может быть, и нет. Время покажет. Лично для меня тайна осталась тайной…

2009-2017

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.