Беседы со Львом Мадорским об израильском бытие. 2018/8

Интерлюдия. Краткий очерк арабской хронографии

 

Беседуют Иегуда Ерушалми (Израиль) и Лев Мадорский (Германия) 

erumad_sep

Л.М. На седьмой станции нашего путешествия «Краткий очерк арабской хронографии»,  ты, Иегуда,  рассказываешь о событиях далеко минувших дней (помнишь Пимена: «…минувшее проходит предо мною») и, при этом, в значительно большей степени, чем на предыдущих станциях-сериях, перемещаешься  с роли «политолога» на роль «историка».

У Пимена, правда,  перед тобой  преимущество. Он пишет о том, что видел сам, а ты погружаешься «в глубь веков».  Поэтому, возможно, его трактовка событий (всегда есть разница между восприятием очевидца и историка) меньше страдает от субьективности, чем твоя. Впрочем, об этом ты честно признаёшья сам…

 

И.Е.  Не знаю, как вы с Пименом, но я до сих пор жил и живу в пространственно-временном континууме. То есть, каждый момент моей жизни увязан с какой-то пространственной координатой.

Вынужден повторить — у меня в текстах это неоднократно проходит рефрен: как родился, так и живу уже восьмой десяток в мохаммеданском окружении и непосредственном контакте с людьми ислама. И потому кое-что знаю о них не по школьным учебникам, желтым газетам и «Блокнотам агитаторов» разных мастей.

Мне вышло оказаться современником Третьей волны Зеленого джихада, своим подъемом возбудившей лет 40-45 назад нынешнюю, Четвертую по счету, из начатых в ХХ веке мировых войн. И то, что сегодня происходит на нашем «заднем дворе» — всего лишь — один из ее эпизодов.

У меня на глазах, в 90-х годах произошла резкая идейно-политическая «переполюсовка» народов Центральной Азии: «назад, из Красного в Зеленое».

А приехав в Израиль, я вообще, среди местных арабов застал здесь сплошь и рядом, Красно-Зеленый калейдоскоп (ныне, правда, существенно позеленевший).

Считаю полезным для себя прохождение советской принудиловки для мелкого начальника из закрытого КБ — «политучебы», которую я выбрал в виде курсов от общества «Знание» по «научному» атеизму. На этих курсах я в 70-е годы получил возможность прочесть Тору, Евангелия, Коран. И составить личное мнение об этих книгах и их учениях.

Я уже не говорю о личном общении с узбеками, татарами, казахами и арабами, что дало мне какие-то познания об облике и общей психологии этих людей.

Так что, полагаю, моя эрудиция в описываемом мною предмете, не дурнее, чем у этого Пимена в его тогдашних жизненных и начитанных коллизиях.

И еще. Я — не историк. Более того, считаю, что не существует и не может существовать такая наука — история, о чем писал. Признаю только лишь «хронографию», т.е. «летописание» (которое ты в черновике ошибочно превратил в «хроноЛОГИЮ»), которым занимался твой любимый Пимен.

Что касается политологии, то это, полагаю, чистое шарлатанство, направленное на эффективное манипулирование человеческими сообществами в угоду политике.

Я учился на математика, физика, радиста. Около 30 лет в Союзе и года три в Израиле работал в области ядерной электроники. Здесь я был, полагаю, специалистом! А всяческие «воспоминания и размышления», возбужденные активной политизацией окружающего общества, и потом — в Израиле, где без политизации, пока что, просто невозможно — стало моим хобби.

 

Л.М. Далее ты пишешь:
«Неблагодарная тема для пишущего читателям, живущим под игом политкорректности, и особо, для тех, в кого крепко вбито советское, оно же – проарабское, воспитание.
У хронографии, чем она древнее, тем ниже у нее, говоря языком математики, уровень доверительной вероятности.  Особенно, для арабов, у чьей коллективной, этнической психологии и памяти, если выразиться, опять же, по-математически, проекция вектора мнимой части намного длиннее проекции вектора действительной.»

В принципе, согласен, но хочу внести небольшую поправку. «Уровень доверительной вероятности» страдает не только у  арабских , но и у всех национально-ориентированных историков. А таких большинство.

Описывая события прошлого своей страны, они склонны приукрашивать роль тех или иных исторических личностей. Примеры таких искажений на поверхности, и я не буду о них писать, чтобы уложиться в «небольшую поправку». Как ты знаешь у меня не только музыкальное, но и историческое (МГУ истфак) образование, и с этим феноменом «приукрашивания» я сталкивался во время учёбы  (например, личности Ивана Грозного, Петра Первого, Иосифа Сталина) неоднократно.

 

И.Е. Это твое откровение, для меня — один из базовых тезисов обоснования невозможности существования истории, как науки.

 

Л.М. Далее ты без  нравоучений, как бы играючи,  рассказываешь о событиях арабской и, попутно, еврейской истории, до появления ключевой фигуры пророка Мохаммеда (у тебя — «некто Мохаммед» ), от которого «есть пошла» мусульманская религия. Вот тут я хочу немного остановиться. Ты пишешь:

«И нашелся среди них некто Мохаммед, после долгих раздумий или просто интуитивно, вследствие природной игры гормонов его организма, в одиночку, а скорее — коллективно, придумавший джихад – священную войну за… Полагаю, что в первичном варианте – просто за добычу, так называется одна из сур Корана.
Но для того, чтобы поднять на эту войну широкие народные массы, надо было провести их надлежащую идеологическую обработку.  И Мохаммед, возможно, индивидуально, а скорее – коллективно, создал основы новой религии – ислама.»

Такая, скорее всего, не совсем серьёзная трактовка возникновения ислама, («вследствии природной игры гормонов»), религии, в которую сегодня верят более 1,5 млрд. человек, по-моему, несколько выходит за рамки  шуточного («чего не скажешь в шутейном разговоре») варианта арабской истории и слишком далеко отклоняется  от привычной, «серьёзной» трактовки.

И.Е. Я придерживаюсь того представления, что если есть среди собак: овчарки и болонки, борзые и волкодавы, то и среди homo sapiens должна быть соответствующая, пусть расплывчатая, но классификация по генетически-биологическим свойствам, передающимся, главным образом, наследственно. Кому-то сподручнее на скрипочке играть, кому-то — марафон бегать, а кому-то — ятаганом махать. И т.д.

И вообще, взгляды на исторические процессы у меня не точечные, не персонально ориентированные, а скорее, такие, как были у В.Ключевского, Л.Толстого, отчасти у Л.Гумилева: как бы, глядя через перевернутый бинокль, на развернутые во времени и пространстве движения человеческих сообществ. Прежде всего, приоритетно — наших, еврейских. Ведь, наша, а не какая-то дядивасина хронография: от Завета Праотца нашего, Авраама и до наших дней, слава Богу — около четырех тысяч лет! Так зачем же мелочиться на тему — кто делал детей Анне Иоановне и каким способом ликвидировали несчастного Павла?

 

Л.М. В частности, на мой взгляд, имело бы смысл упомянуть  об исторических предпосылках возникновения мусульманства (переход от язычества к монотеизму),  авраамическом происхождении мусульманства, влиянии на его формирование иудейского и христианского богословия.

 

И.Е. Обижаешь, начальник! У меня все это написано!

 

Л.М. Да и сама фигура Мохаммеда, как и фигура Иисуса или Моисея,  согласись, была неординарной, мощной, можно сказать, исключительной.  За другим люди бы не пошли. Иначе он не смог бы сплотить вокруг себя арабское население Медины и создать первую в мире мусульманскую общину.

И.Е. Анализ хронографического потока показывает, что существует непонятное мне, инвариантное в веках, пристрастие «среднего человека» увязаться за каким-нибудь подонком, извращенцем, безумцем, тираном, убийцей…  Особенно, обладающим какой-то харизмой.

Добавлю Мохаммеда к выше упомянутой тобой, не к ночи, троице. Эпилептик   (профзаболевание «пророков»), педофил, патологический лжец, кровожадный… Впрочем, я более склонен думать, что этот образ — коллективно собирательный.

Л.М. Сомнение  вызывает  также, и чисто меркантильные предпосылки появления Джихада как только «войны за  добычу» и самого  ислама, как идеологического обоснования такой войны.

 

И.Е. Повторю. Я считаю предпосылкой возникновения ислама крушение Римской империи, а с нею — шире — античного мира.

Оседлые, тем более, городские, народы создали цивилизацию или, скорее, конгломерацию цивилизаций, где уровень развития и просто говоря, потребления, был намного выше, чем у окружавших дикарей.

Удары дикарей с востока, севера и юга  цивилизацию разрушили. И она, в первую очередь, потеряла способность обороняться. Но остались огромные накопленные богатства, и об этом распознали кочевники Аравии, жившие неподалеку от Римской империи. Ну, и они, естественно, решились использовать ситуацию — ограбить награбленное римлянами.

От разрушения города Рима до начала 1-й волны Зеленого джихада не прошло, если не ошибаюсь, и полутора веков. Это — при тогдашнем темпе жизни, недолго. Но в отличие от варваров и вандалов, собственно разрушивших Рим, мохаммедане сумели удерживать завоеванное ими долго, во многих местах — и по сей день, причем, думаю, необратимо.

А почему? А потому, что арабы сумели навязать покоренным народам ментальность  ислама, иначе говоря, в чужую черепушку вставить свои мозги. И этим джихад отличается от «экономической» оккупации. Так было и с Черным джихадом, создавшим Латинскую Америку, так было и с Красным джихадом. Смотри — уже почти 30 лет (полтора поколения!) Россия живет, вроде бы, не под большевиками, но… ментальный воз и ныне там! У мавзолея. Что говорить: даже направленно уничтоженный в молодости Коричневый джихад, продолжает сигнализировать о своих точечных латентных консервациях…

Л.М. В заключение не могу удержаться от комплимента, Ты, Иегуда, на редкость легко и свободно (пишется, как дышится) излагаешь хронологию двух волн Зелёного Джихада, арабскую и османскую. Такой текст хочется читать. Могу только позавидовать, как несостоявшийся историк. Если бы так писали учебники по истории для школы (их пишут, как правило, сухо, монотонно, без эмоций), то дети этот предмет полюбили бы. Имею в виду  не  суть, а стиль изложения.  Приведу как пример два абзаца, которые мне особенно понравились:

«Был, конечно, в этом и «сухой остаток». В частности, создав эффективные коммуникации по всему бескрайнему Халифату, арабы, как насекомые пыльцу, переносили из конца в конец его научные и культурные достижения, в основном созданные в доисламский период. И, повторяю, несмотря на обилие арабизированных имен в списке гениев раннего средневековья, этнических арабов среди них нет или почти нет.»

«И арабская хронография, можно сказать, заснула на времена Османской империи. Ее разбудили лишь треск разрушения турецкого  Халифата и крики базара претендентов на правление в контролируемых им землях. Это было время окончания 1МВ(20 в.), передела земель, прирезки новых государств и создания международного права.»

 

И.Е. Спасибо, Лева, но я не любитель комплиментов. Мне приятнее увидеть понимание идей.

Знаешь, мои детство и юность пришлись на хрущевскую ломку советской истории. И, единственное, что я, по сути, из этого вынес, это — что история, в ее традиционном понимании, мало сказать — не наука, это, просто, целенаправленная брехня. В лучшем случае, сказка.

Помнится, на первом курсе, сразу после 22-го съезда КПСС, где Хрущев, на этот раз, без соперников, онлайн и с расширениями, отмотал повторно свой бенефис ХХ съезда, кто-то  из нас на семинаре по истории КПСС, задал преподавателю каверзный вопрос на тему разоблачения сталинских репрессий… А преподаватель у нас был кореец, из тех, дальневосточных, которых Сталин перед войной в Узбекистан депортировал. Коммуняга, конечно, махровейший. И вот, попал впросак, и не знает, что ответить? Постоял, помычал и выдавил из себя: «Знаете ребята, история — дело темное».

Догадываюсь, что и твой любимый Пимен тоже так думал.

Но перестройка, с ее очередной переломкой, уже, можно сказать, в пожилом возрасте, возбудила у меня интерес к хронографии. Но с большим недоверием. Глушилки политики все забивают.

А для понимания разгребать приходится.

Скажем, актуальный вопрос:

Почему правительства Израиля делают вид, что им неизвестно о существовании законного международного права, касательно нашей страны?

Л.М. А впереди уже виднеется, близкая к нашему времени восьмая станция, на которой разворачиваются события, по идее, целенаправленные на  реализацию сионистской мечты — создание еврейского национального очага…

До встречи…

Апрель 2018

 

комментарий

  1. Не разделяю, интересные собеседники, ваших представлений об исламе. Биографы Мохаммеда не скрывают, что он обезглавил 500 мужчин еврейской общины, отказавшихся признать его пророком, потому что пророчества пркратились за 1000 лет до появления ислама. Да и успел он помереть до появления Корана, отвергнувшего МОРАЛЬ десяти речений Торы, поддержав ее утверждение (Дварим 18: 20): «Но пророк, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, или будет говорить именем богов иных, умереть должен такой пророк».
    Только ДИКАРИ с ИНТЕЛЛЕКТОМ, заседавшие в ООН и сколотившие большинство для принятия антиизраильских резолюций, не решились запретить ислам до приведения Корана в соответствие с МОРАЛЬЮ ТОРЫ. Они не «увидели», что Черчилль назвал Коран предшественником книги Гитлера.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.