
.
Ницан Кейдар
Все разговоры про суверенитет исполняются на том фоне, который возник с момента представления программы в Вашингтоне, названной «сделкой века», но на самом деле строго отслеживаются американским правительством, чтобы не рассеивался туман вокруг главного вопроса.
В одном интервью сказано, что суверенитет должен привести к признанию «палестинского государства», а назавтра в центре оказывается декларация, что суверенитет – целиком в руках Израиля.
Пока в Израиле ведутся контакты о создании правительства, в США занимаются разговорами касательно влияния процесса распространения израильского суверенитета в Иудее, Шомроне, и Иорданской долине на создание «палестинского государства». Так, к примеру, два в прошлом достаточно высоких лица в правительстве Обамы не так давно выступили в ответном интервью в СМИ с резкой критикой программы «сделка века», заявив, что распространение суверенитета представляет опасность для еврейского большинства в Израиле и для определения Израиля как еврейского государства.
Эта совсем не новая позиция ни для кого не является сюрпризом – ни тут в Израиле, ни там, в США. Но реакция посла США в Израиле, Давида Фридмана, по сути связала соглашение с распространением суверенитета с созданием «палестинского государства» — ну, словно действительно пытаясь приравнять её к политической программе правительства Трампа.
В статье, опубликованной Фридманом, в «Нью-Йорк Таймс», он отмечает:
«В соответствии с предвидением Трампа, Израиль провозгласит суверенитет над частями «Западного берега» (т.е. по-нашему – Иудеи и Шомрона – прим.перев.), заселёнными частично или полностью евреями. Израиль не сделает этого по отношению к районам, заселённом в основном «палестинским» большинством. И таким образом этот план не нанесёт удар по еврейскому большинству в Израиле, но только укрепит его».
Чтобы прояснить эти слова, Фридман добавил:
«Трамп видит идеал в решении о двух государствах, и это первая администрация, получившая от Израиля обязательство вести переговоры об основных условиях и данных, которые дадут возможность создать «палестинское государство» на территории, вдвое большей, чем «палестинцы» занимают ныне».
Далее посол дал обязательство, что если Израиль проявит понимание того, что нет другой возможности распространить суверенитет на значительную часть зоны «С», и даст понять, что обязуется реализовать решение о двух государствах, американцы поддержат провозглашение израильского суверенитета.
Так что Фридман имел в виду: американское согласие с израильским распространением суверенитета, -это обусловленноть или просто возможность? Трудно разобраться…
Американцы всё время говорят (как бы) на два голоса: один ведёт речь о поддержке израильского суверенитета, а второй – о необходимости «в палестинском государстве».
Государственный секретарь Помпео представил в последние недели обе версии. А сейчас ему вторит Фридман, что это часть проекта нового мирного плана, а между строчек он как бы тут представляет высшего чиновника.
В Иерусалиме отлично знают, какова американская позиция. Когда Нетаниягу обещает суверенитет, он принимает во внимание и последствия. И американцы отлично знают, что Нетаниягу — не тот человек, который способен полностью закрыть дверь перед возможностью «создания палестинского государства». Это уменьшает шанс суверенитета в ближайшее время. Это не то, что бы совершенно невозможно, но из бесед с лидерами Ликуда вырисовывается картина ситуации, в которой и они тоже полагают, что распространение суверенитета, с их точки зрения, всего лишь вроде предвидения, которое не имеет шансов быть реализованным – и по причине того, что сейчас пришла пора сформировать правительство, и потому, что тут есть вопрос цены (которую за это надо заплатить).
Политизированный суд
Для американцев мнение Нетаниягу — решающее, тогда как для европейцев он не считается достигшим такого уровня. Министр иностранных дел ЕС Жозеф Борель, недавно заявил (в который раз), что, несмотря на то, что, по его словам, он не смог добиться всеобъемлющего соглашения европейских государств об объединении, то по вопросу распространения суверенитета будут «непростые последствия в части взаимоотношений ЕС с Израилем».
И прочие государства «выразили озабоченность» по вопросу суверенитета.
На этой стороне чудным образом пробудился международный суд в Гааге, и его обвинительница припомнила, что это время лучше всего подходит для заявления о том, что у её учреждения имеются полномочия для проведения суда над действиями Израиля на территориях Иудеи и Шомрона.
Европейские деятели, которые уже много лет выражали свой протест против политизации судопроизводства, тем самым демонстрируют попытку задействовать ещё больше давления на Израиль против односторонних процессов в общем и в частности – против суверенитета, или, то, что на языке Европы называется «аннексия и незаконный захват территорий».
И «палестинцы» — тоже сторона в этой истории. На данном этапе они в основном выпускают пар. Их угрозы всё более обостряются. Несколько месяцев назад при визите в ПА я слышал от ближайшего советника Абу-Мазена, Набиль-Абу-Родейна, весьма грозные предупреждения по поводу суверенитета: отмена всех соглашений, прекращение контактов, даже намёки на поддержку борьбы (которая, естественно, определялась, как «ненасильственная»).
При этом речь шла главным образом о разговорах. «Палестинцы» опасаются слишком «бить посуду». Подъём духа с помощью подстрекательства в этой сфере как бы придаёт им сил в обычные дни.
Но в период пандемии COVID-19 у некоторых из них даже усилились экстремистские настроения, и они принялись утверждать, будто Израиль наносит им вред в ходе лечения и использует вирус для этой цели на территории автономии. Эти заявления делаются не только для простых граждан, весьма скептичных по отношению к своим властям, но преподносятся в ООН и в ЕС — вот там на них охотно покупаются!..
Блажен, кто верует…
С этой стороны нам слышится другая угроза: что палестинская администрация, являющаяся не последней инстанцией, но промежуточной – с точки зрения «соглашений Осло», — передаст все свои полномочия тем, кто подписал эти соглашения, т.е. ООП. Её представители отменят все отношения с Израилем во всех смыслах и провозгласят создание собственного независимого государства.
В Израиле имеет место готовность, как политическая, так и с точки зрения безопасности, к хаосу, когда палестинская администрация, каковой она себя проявила со времени «соглашений ОСЛО» рухнет или попросту прекратит свою деятельность. Среди министров Ликуда всё больше звучит голосов, в последнее время призывающих достичь такой ситуации по собственной инициативе.
Разумеется, имеется и готовность разведки и более чем достаточно предупреждений, но высокий чиновник говорит:
«Израиль должен иметь в виду такую вероятность. ПА изнутри слишком расколота, и существует вероятность, что мы будем вынуждены возложить на себя ответственность на местности за последствия такого шага».
Стоит подчеркнуть, что до сих пор основано более 20 комиссий и организаций, призванных обсуждать и контролировать глубину отмены соглашений между Израилем и «палестинцами», но никто из них не пришёл к каким-нибудь убедительным выводам, и большинство из них попросту потеряли всякую надежду (на успех).
Упоминаемый уже чиновник, с которым мы беседовали, отмечает, что «палестинцы» угодили в одну из самых больших ловушек со времени создания ПА: если они решатся отменить соглашения и ликвидировать все учреждения, ещё неизвестно, что тогда удостоятся доверия международной общественности – той самой, которая до сих пор видела в них «несчастненьких», нуждающихся в помощи.
И арабские государства не усмотрят в этом шаге ничего положительного. Доверие «палестинской» общественности, заметил упомянутый чиновник, к администрации и её руководителям уже давно утрачено. И главный вопрос, вытекающий из угроз администрации, который следует принять во внимание, говоря о суверенитете, один: как будет смотреться всё вместе, когда Нетаниягу реально захочет сделать этот шаг?
Что до политической совокупности, то готовность в том, что Израиль будет обязан дать определённое обязательство, пусть и слабое, создать «палестинское государство».
Часть высших лиц из окружения президента Трампа – и главным образом его зять Джаред Кушнер – затрудняются понять, почему Израиль не согласен с тем, что на территориях, где ныне сконцентрирована ПА, должно быть провозглашено государство или что-то типа автономии, по сути своей являющейся государством?
С точки зрения военной, уже сегодня можно сказать, что все прогнозы в части безопасности попытаются любой ценой не допустить такого.
Нельзя сказать, что это будет исходить от начальника Генштаба Кохави, но несомненно, что в разведке – как в армейской, так и из других подразделений безопасности, — попытаются показать самую неприглядную картину. И этот процесс предстанет перед израильскими специалистами, от которых требуется предвидеть будущее, как крупная бомба.
У Нетаниягу будет предостаточно причин не объявлять о распространении суверенитета. Он может говорить о многих проблемах, о необходимости достичь соглашения с американцами, чтобы не создавать «палестинское государство», об опасениях с точки зрения безопасности…
Вопрос, которым задаются его единомышленники, для которых вопрос суверенитета достаточно острый, это – действительно ли глава правительства параллельно ищет причины для реального введения суверенитета?
Эту тему Нетаниягу держит как карту – у самой груди.
Высшим членам Ликуда приходится держаться спрямлённой линии и говорить, что они верят, что суверенитет будет распространён.
Амир Перец, соратник, получивший два портфеля за трёх своих депутатов, совершенно чётко и ясно заявляет, что этого не случится.
В Кахоль-Лаван имеют место достаточно сомнений. И даже на правом фланге Ликуда задаются вопросом, когда же на самом деле Нетаниягу собирается заняться этим делом?
Итак, под конец вернёмся к тому, с чего начали.
Нетаниягу любит откладывать. Хронический откладыватель самых существенных деклараций. Если на самом деле будет иметь место ротация, у него будет на кого взвалить вину.
А как обстоят дела с обещаниями о выборах, которые оказались якорем для соглашений? Вот они-то подождут. Нетаниягу чувствует, что правая общественность у него в кармане. Поэтому он не торопится выполнять обещания – таким образом он может и дальше держать нас при себе, и подольше.
«Держитесь за меня, — скажет он: всё ещё будет!»
Блажен, кто верует…
Источник на иврите — Аруц шева
Авторизированный перевод Фанни Шифман — авторский блог
Май 2020
Для всех кто все это время верил Нетаниягу стоит приготовится , что у него найдется множество объяснений почему все идет по другому пути . То что уже произошло правые партии оказались в оппозиции .
НравитсяНравится