
.
Моти Карпель
Не стоит завидовать Моше-Рабейну. Попробуй вывести целый народ из Египта. И одному человеку тяжело оставить все, выйти из привычного комфорта в абсолютно новую действительность. А уж, тем более, целому народу.
«В пустыню великую и страшную, где змеи, аспиды и скорпионы, где засуха и нет воды» (Дварим 8:15).
Со всеми опасностями, связанными с этим. Не удивительно, что большинство народа вначале отвергли предложение Моше.
Жили 200 лет без суверенитета, проживем еще 200 без него. Вечный народ не боится долгого пути. Ты хочешь привести нас в единую Эрец Исраэль? – замечательно, но не через пустыню и без рисков.
Но это было сложнее. Как известно, Моше-Рабейну был не только мудрецом и пророком, но и царем, т.е. государственным деятелем.
Ему было ясно, что «бе-тахбулот таасе леха рибонут»
(прим.перев. – обыгрывается фраза из ТАНАХа «обдуманно/с хитростью будешь вести войну свою» (Притчи 24:6).
Да, неприятно напоминать, но Моше несколько «обыграл» фараона. Он не рассказал тому, что намерение – уйти из Египта в Землю Обетованную. Он сказал фараону о «трех днях пути по пустыне, чтобы принести жертву Всевышнему». Это все.
Исход из Египта? Неделимая Земля Израиля? Ничего такого. В плане, поданном фараону, фигурировали только 3 дня в пустыне и не было даже намека на суверенитет во всей Эрец Исраэль.
Разве фараон не знал настоящих намерений Моисея?
И Моше знал, что фараон знает.
Но он понимал, что фараон не может позволить себе открыто поддержать это и что надо предоставить ему «хорошее объяснение», чтобы тот утвердил. Так Моше внес этот фиговый листок, чтобы фараон, левые и международное сообщество чувствовали себя комфортно. Но все знали о чем на самом деле идет речь.
Но Моше не ожидал внутреннее сопротивление внутри народа Израиля. Он не предполагал, что они превратят этот фиговый листок, эту белую ложь в сердцевину и создадут вокруг этого еще несколько групп несогласия.
Одна группа – перфекционисты.
Не может быть половины Геулы», — сказали они. Все или ничего. Или открыто идет в Эрец Исраэль, или остаемся в Египте.
Вторая группа – чистюли.
Да, — сказали они, — мы понимаем, что это фиговый листок, но ни в коем случае нельзя говорить, что мы не собираемся прийти к неделимой Эрец Исраэль, потому что тогда скажут, что мы отказались от нее. Недостаточно, что этот план – смертельный удар по палестинской автономии, это должно быть написано на упаковке.
А еще были те, кто хотели выйти из Египта, но не были готовы просить разрешения у фараона на это.
Брось всю эту политику, — сказали они Моисею. – Это только ослабляет. Не надо ничьей поддержки. Ни фараона, ни левых, ни арабов, ни международного сообщества. Do it right. Возьмем молодежь холмов и пару филиалов Бней Акива и распространим суверенитет.
И была еще группа «но что будет если». У них были сотни ужасных сценариев.
Что будет, если у нас закончится вода в пустыне? А если придет Амалек? И вообще, что произойдет, если завтра умрет фараон, а нового не будут обязывать соглашения, подписанные старым? Это опасно. Брось, Моше, давай останемся в Египте. Это не идеально, мы тяжело работаем, но хотя бы ясно, где мы находимся. Зачем идти на излишние риски?
В итоге как-то Моше преуспел вывести их из окаменения, т.е. из Египта, но тут – настоящая бомба, которой он вообще не ожидал. Тем более не от глав колен и городских советов. Вдруг за минуту до входа в Землю Обетованную кемпейн запугивания.
Всякие теории – Моше вывел нас из Египта, чтобы умертвить в пустыне. Он хочет создать палестинское государство. Распространение суверенитета – только ловушка, отравленная конфета. Он лгал нам все время. Помните его речь тогда возле пирамид – ведь он сказал тогда фараону, что речь не идет о неделимой Земле Израиля, а только о «трех днях в пустыне». Так вот.
Верно, Нетаниягу – далеко не Моше-Рабейну, но уже сказано, что «Ифтах в своем поколении, как Шмуэль в своем поколении», и что в каждом поколении человек должен видеть себя как боящегося выйти из Египта.
В итоге все эти группы стояли вместе перед Красным морем, вопили и рвали на себе волосы. Палатки протеста, демонстрации, плакаты. «Что будет если», «куда мы идем». Пока не пришел Нахшон Бен Аминадав и сказал им:
успокойтесь. Перестаньте запугивать себя. Эрец Исраэль ждет нас. Прыгнем в воду, увидите, что даже ноги наши не намокнут.
Я очень уважаю еврейских мудрецов и комментаторов торы . Думаю это относится и к Моти Карпелю . Но в основе его комментариев должны быть хоть какие нибудь основания в тексте торы . Фараон не хотел отпускать евреев , которые уходили из Египта уводя с собой стада овец и коз и много золота и серебра , которых хватило , например , и на жертвоприношения и на мишкан , и на золотого тельца . Кстати , пустыня в то время , это доказано учеными , была полна ратительности и шли дожди . Евреи ушли из Египта , когда их убедили беды , свалившиеся и на них и на Египет . Теперь весь мир обвиняет евреев в коронавирусе и они правы . Это только начало , Будут и экономические кризисы и голод . Пусть и христиане и мусульмане побыстрее признают Израиль , покончат с войнами и помогут евреям построить третий храм .
НравитсяНравится