Либерман — ни национальный, ни либеральный

 .

Акива Бигман

 

 

Есть в Израиле большой сегмент общества, который обобщённо можно назвать «национально-либеральным».

«Национальная» составляющая подразумевает признание базовых понятий сионизма, сопричастность к общенациональной судьбе и несению общего бремени, а также активная вовлечённость в экономическую, культурную и социальную жизнь Израиля.

«Либеральная» же означает приверженность свободам личности, включая свободу вероисповедания, и неприятие принуждения.

В целом, речь идёт о крайне разнообразной публике, с политической точки зрения охватывающей широкое пространство между «Ликудом» и «Аводой», со всеми расположенными между ними промежуточными партиями.

Именно этот сегмент определяет сегодня общенациональный консенсус в Израиле по самым фундаментальным вопросам.

У этого общества, к которому, к слову, отношусь и я сам, имеются серьёзные претензии к поведению ультраортодоксального сектора, связанные с ожиданием от него большей вовлечённости в национальную жизнь, дальнейшей интеграции на рынке труда и поиска разумных путей подключения к армейской службе.

Одним словом, мы стремимся к большей интеграции ультроортодоксального общества как с национальной точки зрения — в рамках израильско-еврейской солидарности, так и с либеральной — ради разрыва прочного круга их бедности и выхода их из зависимости от государственной поддержки.

Стоит заметить, что в последние годы в этом направлении, по крайней мере в некоторых областях, были достигнуты определенные успехи, хотя, конечно, предстоит еще проделать огромную работу.

קמפיין נגטיבי: מדברים בשתי שפות - מקור ראשון
Депутат от партии НДИ А. Кушнер выступает с коронным пропагандистским номером

Именно поэтому злобная риторика Авигдора Либермана и вызывает такой гнев. Ведь она подрывает базовый консенсус, лежащий в основе законной критики социальных договоренностей, сложившихся с ультраортодоксальным обществом. Своей сеющей ненависть кампанией он разрушает основы национальной солидарности. Вместо того, чтобы соединять и объединять части общества, он призывает к отчуждению и расколу. Вместо еврейско-израильского братства, уважающего традиции и религию, оно плодит и множит антиеврейские и антирелигиозные настроения, действительно начинающие напоминать совсем другие исторические времена.

Объективно и даже резко критиковать — это одно, а вот навешивать на целое общество вину за все беды страны — совсем другое.

Но это ещё не самое худшее: в решениях, которые продвигает сегодня Либерман, он подрывает и вторую основу консенсуса: он отказывается от либерализма в пользу принуждения и силы. Он требует немедленного призыва ультраортодоксов в армию и внедрения в программы их школ так называемых базовых предметов, с помощью всех имеющихся у государства инструментов принуждения и угнетения, ради сокрушения  ультраортодоксальной автономии.

Короче говоря, несмотря на свое имя, Либерман совсем не либерален. И вопреки названию его партии, «Наш дом Израиль» — совсем не национальный, и уж точно не дом.

Вообще говоря, «либерманизм» давно устарел. Ненавистнический дискурс против харедим ещё мог быть актуален в 1990-е годы, когда такие партии, как «Мерец» или «Шинуй» Томми Лапида, извлекали определённый политический капитал за счет относительно широко распространенных светских настроений.

Сегодня, однако эти настроения, просто в силу социологических причин на спаде. По сути, ещё правительство Шарона, в своё время нашло способы изменить набор социальных стимулов, в первую очередь пособий на детей, что наряду с «Законом Таля», предложившим компромиссную модель и постепенной интеграции на рынок труда привело к глубоким и долгосрочным изменениям в ультраортодоксальном обществе. С тех пор интеграция харедим в израильское общество продвигается пусть медленно, но верно.

Тот факт, что сегодня у «либерманизма» аудитория куда скромнее, возможно, является самым ярким свидетельством перемен, случившихся как с израильским обществом, так, к слову, и с самим Либерманом. Политик, сумевший 12 лет назад достичь своего пика в 15 мест в Кнессете, представляя гораздо более широкое национальное видение, превратился сегодня в устаревший генератор ненависти, способный удерживать ядро сторонников отчуждения, но уже не в состоянии продемонстрировать никакой перспективы конструктивной солидарности.

 

Оригинал на иврите — Исраэль а-йом
 Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир

Март 2021

 

2 комментария

  1. Электорат этого перевертыша состоит из примерно 250 тыс. ассимилированных евреев, не евреев на 75-100% , славян, христиан и антисемитов. То есть на 5-6 мандатов он наскребет.
    Флюгер управляется из-за границы и местными прокурорами.
    Его цель > из еврейской страны Израиль должен превратиться в сточный коллектор для всех в него просочившихся.
    Евреи, которым важно сохранить Израиль для себя, своих детей и внуков — голосуют за Ликуд или партию Смотрича (на выборах 23 марта — буква ט ).

    Нравится

  2. Не согласен с мнением автора . Не хотите пускать в страну людей по закону о возвращении , который провзглашает право каждого еврея на получение израильского гражданства . Он распространяется также на членов семьи еврея — отмените этот закон . Но существует очень болшое количество ( большой % ) сильно ассиммелированных американских , французских и других евреев , которые голосуют не только за НДИ . Вы огульно обвиняете ( всех !? ) русскоязычных избирателей . А вот это настоящий расизим .

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.