В присутствии одной стороны. Ч. 1/3

К 100-летию утверждения Британского мандата на Палестину (Архив)

.

 

Image result for ‫מאיה פולק מקור ראשון‬‎Майя Поляк

 

В самом ли деле израильтяне массово вышли на улицы праздновать решение ООН о разделе страны? В 70-ю годовщину голосования 29 ноября 1947г. выходцы из семей ЭЦЕЛ и ЛЕХИ рассказывают об иной стороне той драматической ночи: о тяжелых чувствах из-за отрыва частей Родины и о замыкании в своих домах в то время, когда голоса радости МАПАЙников раздавались на улице. Задним числом часть из них полагают, что Бен-Гурион был прав

Бурная речь транслировалась по радиостанции «Коль Цион а-лохемет» (голос сражающегося Сиона) — подпольной радиостанции ЭЦЕЛя 30 ноября 1947г.

Выступал командир организации Менахем Бегин.

«В Эрец Исраэль будут 2 арабских государства, а еврейскому государству выделяется не более 10% земли Родины — большей частью в пустыне Негев»,

— говорил Бегин. —

«Иерусалим, вечная столица Давида, передается иностранной власти.

Перед большей частью народа народа, пресыщенного преследованиями и мечтающего о Геуле, закрывается дверь к возвращению в Сион. Представители Сохнута, на протяжение четверти века ведшие народ от проблемы к провалу, согласились с этим грабежом и подписали вексель отчуждения земель Родины и будущего нашего народа.

Настоящим мы заявляем перед народом и перед народами мира:

расчленение нашей Родины незаконно. Оно никогда не будет признано. Подпись учреждений и одиночек под этим договором о расчленении не имеет никакой силы. Она не обязывает еврейский народ, и еврейский народ, сознавая справедливость своего пути, продолжит воевать за освобождение своей страны и прием миллионов своих сыновей на своей земле с обеих сторон реки Иордан… Земля Израиля будет возвращена еврейскому народу, вся, навечно».

И организация ЛЕХИ выступила с резким протестом. В заявлении, опубликованном в еженедельнике организации «а-Маас» (действие), говорилось:

«Раздел Эрец Исраэль резолюцией ООН — в дополонение к первому разделу Британией в 1922 г. — это преступление перед исторической, географической и экономической правдой Страны, это грабеж против еврейского народа…

שידור רדיו של קול לוחמי חרות ישראל (לח''יЕврейский народ не признавал и никогда не признает расчленение своей Родины. Борцы за свободу Израиля (ЛЕХИ), первыми выдвинувшие требование ликвидации иностранной власти и самоотверженно воевавшие за это, продолжат сражаться методами, соответствующими обстоятельствам, месту и времени, за единство Родины и собирание еврейского народа на своей Родине, за величие Родины и народа».

Image result for Park Flushing Meadows new york onu 1947Недавно исполнилось 70 лет с 29 ноября 1947г., когда генеральная ассамблея ООН собралась в зданиях Park Flushing Meadows в Нью-Йорке (там тогда располагалась ООН) и проголосовала за окончание британского мандата и за план раздела.

Евреи Эрец Исраэль прильнули к радио и напряженно слушали представителей государств, заявлявших один за другим: «за», «против», «воздерживается». В конечном итоге с большинством в 33 против 13 предложение было принято. Смысл его — как видели тогда большинство евреев Эрец Исраэль — заключался в международном признании создания еврейского государства на Земле Израиля.

В коллективной национальной памяти мощно запечатлились картины радости, вырвавшейся на улицы.

«Мой отец разбудил меня, чтобы я слушал окончание голосования»,

— вспоминает 81-летний д-р Яков Цур, в прошлом депутат Кнессета и министр от партии Авода.

Related image«Мы жили в районе Неве-Шеанан в Хайфе возле синагоги и по окончании голосования спустились на улицу танцевать. В моей памяти запечатлелась радость: нескончаемые круги людей, танцующих, потому что было создано государство».

Но были в еврейском ишуве и те, кто не чувствовал огромную радость. Более того — они видели в голосовании надломную точку в истории еврейского народа. Таким был, например, проф. Арье Наор (78), зав.кафедры политики и СМИ в академическом колледже «Адасса».

Related image«Мы чувствовали, что вот, с одной стороны, принимают решение, что и у евреев будет государство, а с другой стороны, делят страну»,

— рассказывает Наор о тяжелой атмосфере в его доме в ту драматическую ночь. Его родители были членами ЭЦЕЛ, и его отец был под арестом 29 ноября.

«Мы жили с дедушкой и бабушкой, и никто из нас не вышел на улицу. И не только мы: не вышли плясать те, кто верил, что нельзя делить страну, как потому что эта страна принадлежит нам, так и потому что Всевышний, Благословен Он, обещал ее праотцу Аврааму».

 

Image result for ‫אליקים העצני‬‎«Когда все плясали, я сказал: нечего плясать, потому что мы проиграли Хеврон и Шхем»,

— вспоминает Эльяким Аэцни (91), бывший депутат от партии Тхия.

«Я помню, что чувствовал, что нам достался коридор, а салон у нас забрали. Было ощущение, что в урезанном карикатурном государстве, предназначенном для нас, мы проиграли Эрец Исраэль».

 

Государство-гетто с искуственными границами

Решение ООН от 29 ноября 1947г. было пиком процесса, начавшегося за 30 лет до этого.

В 1917г. лорд Бальфур послал свое известное письмо, выразившее поддержку британским правительством воссоздания еврейского национального дома в Эрец Исраэль. Еще одна существенная станция — это конференция в Сан-Ремо (1920 г.), когда государства-победители в Первой мировой войне собрались обсудить יаздел Османской империи.

Конференция передала Британии мандат на управление Землей Израиля, включая восточное Заиорданье и возложила на Британию ответственность за реализацию декларации Бальфура.

В 30-х годах собирались несколько конференций для обсуждения того, как Эрец Исраэль будет разделена между евреями и арабами: конференция Пилля в 1937г., конференция Вудхеда через год. То, что характеризовало предложения (не реализовавшиеся) этих комиссий, так это то, что территория, предназначенная для еврейского государства, все время сокращалась.

В мае 1947 г. ООН создала комиссию UNSCOP (United Nations Special Committee on Palestine), в которой были представители 11 государств. Члены комиссии прибыли в наш регион, чтобы проверить какое решение будет самым приемлемым для раздела страны, и выслушали, среди прочих, Давида Бен-Гуриона, выразившего поддержку идее раздела, и Менахема Бегина, решительно отвергшего.

Эстер Штейн-Ашкенази в своей книге «Мы поклялись ликвидировать галут» рассказывает, что Бегин

«настаивал на требовании ЭЦЕЛя создать еврейское государство по обе стороны Иордана и заявил, что противится разделу страны и будет бороться против плана раздела.

После поколений ожиданий евреев вернуться в Эрец Исраэль нельзя принимать в расчет отказ от частей Земли Израиля, и на его языке: «Родиной не торгуют». Он даже предупредил, что если план раздела будет принят, то возникнет «государство-гетто» с искуственными границами.

«Эрец Исраэль принадлежала евреям десятки поколений», — подчернул он. — «Надо позволить еврейскому народу вернуться в Эрец Исраэль и жить при своей независимой власти и признании единства всей Страны».

 

Related imageВ выводах, опубликованных в конце августа 1947 г., комиссия UNSCOP рекомендовала как можно скорее завершить британский мандат на Эрец Исраэль, разделить страну на 2 государства — еврейское и арабское.

Согласно резолюции 181 ООН еврейское государство должно было занимать 15 тыс кв км (55% подмандатной Эрец Исраэль, из которой уже было исключено Заиорданье) и включить Побережье, Восточную Галилею и пустыню Арава. Арабское государство должно было включать Иудею и Самарию, бОльшую часть Галилеи, восточный Негев, включая Беэр-Шеву, Иорданскую долину и т.д.

Иерусалим определялся как международный район, а в Яффо предполагался арабский анклав в еврейском государстве.

Related imageОдним из событий, предшествовавших голосованию, было выступление Андрея Громыко — тогдашнего представителя СССР в ООН, позднее министра ин.дел.

14 мая 1947 г. он произнес воспламеняющую речь, посвященную еврейскому народу: после страданий Катастрофы и скитаний без постоянного дома пришло время евреев удостоиться своего государства в Эрец Исраэль.

Вследствие этого поэт Натан Альтерман начал «7 колонку» в газете «Давар» под заголовком «По телеграфу Андрею Громыко»:

«Андрею Громыко, Лайк-Саксесс (резиденция ООН). Спасибо. Нет слов. Мы еще потрясены».

(ле-Громыко Андрей / Лак-Саксесс / Кирият УМ. / Тода / Эйн милим / а-ишув од hамум)

Дата голосования на ассамблее ООН отодвигалась несколько раз и в итоге назначена на 29 ноября. Это оставило представителям Еврейского Агентства (Сохнута) во главе с Абой Эвеном и Абой Гиллелем Сильвером время для дипломатичеких усилий в попытке убедить колеблющиеся страны проголосовать за создание еврейского государства.

Image result for ‫מוטי גולני אוניברסיטה תל אביב‬‎«После Второй мировой войны возник тайминг, который не повторится, для проведения судьбоносных изменений не только у нас, но и во всем мире», — говорит проф. Моти Голани, зав.кафедры истории еврейского народа при Тель-Авивском университете. —

«Бен-Гурион, Хаим Вайцман и другие знали, что речь идет об «искусстве возможного»: не то, что желательно, а то, что мы можем достичь. Они понимали, что это возможность, которую нельзя упускать».

 

Поддержка плана UNSCOP характеризовала партию МАПАЙ (доминантную тогда партию) и партию Общих сионистов (вторая по численности партия).

Среди религиозных сионистов возникли споры, усилившиеся перед голосованием в ООН. В своей книге «Религиозный сионизм — история и идеология» описывает раввин Шварц, как религиозные представители стояли против руководства Сохнута и требовали, чтобы еврейское государство было создано на всей территории Эрец Исраэль.

«Решение комиссии ООН о разделе и особенно отдельный статус Иерусалима были кризисом для религиозных сионистов, который постарались преодолеть утверждением о постепенности Геулы. Мессианская идея была одним из факторов, продиктовавших реакцию»,

— пишет Шварц.

Image result for ‫הרב צבי יהודה הכהן קוק‬‎Раввин Цви Йегуда а-Коэн Кук, бывший в то время духовным руководителем ешивы «Мерказ а-Рав», принимал участие в общественной деятельности по созданию государства. Раздел страны по решению ООН принес ему нестерпимую боль. Свои чувства в ночь 29 ноября он описал на трапезе в честь 19-й годовщины Дня Независимости Израиля, за 3 недели до начала Шестидневной войны.

Его речь удостоилась с тех пор названия «19-й псалом государства Израиль» и многие видят в той речи пророческую мечту о возвращении в Иудею и Самарию.

«19 лет назад в ту ночь 29 ноября, когда было получено известие о положительном решении ООН о воссоздании государства Израиль, когда весь народ устремился на улицы праздновать свою радость, я не мог выйти и присоединиться к веселью», — рассказал он.

«Я сидел в одиночестве и красный от напряжения. В те первые часы я не мог смириться с ужасной вестью, в которой осуществлялось слово Всевышнего (из книги малых пророков): «И Землю Мою разделили!» (прим.перев. — дословно “Я соберу все народы и сведу их в долину Йеошафата, и буду судиться там с ними за народ Мой и за удел Мой – Йисраэйль, который они рассеяли среди народов, и за землю Мою, что они разделили” (Йоэль 4)) Где наш Хеврон — мы забыли это? Где наш Шхем — мы забыли это? А где наш Йерихон — мы забыли его? А где наше Заиорданье? Где каждая пядь? Где каждая часть Земли Всевышнего? Имеем ли мы право отказаться от одного миллиметра? Не дай Бог!»

 

Продолжение следует

Источник на иврите — Макор ришон
Перевод М.Боруховича — МАОФ

Ноябрь 2017 — февраль 2018

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.