
Иегуда Ерушалми
Часть 1 Часть 2 Часть 3
Часть 4 Часть 5
Чем больше углубляешься в тему о ноябрьских приключениях сионизма, тем сильнее убеждаешься, что все в мире старо, как в мире.
По крайней мере, для нас, евреев.
Вспоминаются перипетии первых сионистов, более двух с половиной тысяч лет назад вернувшихся из Вавилонского плена в Землю Обетованную восстанавливать Иерусалимский Храм. Те самые события, из Книг Эзры, Нэхэмии и Свитка Эстер. История повторялась и, главным образом, трагифарсно.

И снова — те же ходячие сюжеты, с тем же торжественным комплектом функциональных масок еврейской трагикомедии дель-арте.
И баламутные цари, скорые на спонтанные решения, и враждебное население, занявшее место евреев, пока те плакали в плену, на реках Вавилонских. Хотя плакали, по меркам нашего галута, уже почти 20 веков тянущегося, совсем недолго, какие-то 70 лет…
А если подумать, то стоит, наверно, копнуть и поглубже. Вспомнить, к примеру, нового фараона, который «воссел в Египте и… не знал Йосефа…»
И не очень внятная история о генезисе Декларации Бальфура, объясняемая, скорее всего, переплетением личных связей, интересов и симпатий в силовом поле государственных и глобальных интересов, — выглядит одним из циклически воспроизводящихся, характерных эпизодов еврейской истории. И не менее авантюрным, чем записанный в Свитке Эстер.
Как известно, в нововременном (т.е., послекромвельском) Британском королевстве, тамошние фараоны, т.е, извините, короли, обычно царствуют, но не правят. Для этого у них есть демократически избранное правительство во главе с премьером.
И самый удачный, даже счастливый, если хотите, период для сионистского движения (1916-1922 гг) пришелся на премьерство Д.Лойд-Джорджа, от имени правительства которого глава МИД А.Бальфур и написал то самое письмо барону Л.Ротшильду.
Не стану повторяться, об этом я написал в 4-й части… Добавлю лишь, что одна из улиц в центре Иерусалима заслужено носит имя Д.Ллойд-Джорджа.
И еще я думаю, что раз уж, с вековой дистанции исчезают из взора разные микропроцессы и творящие их микропроцессоры, то не стоит, наверно, следовать предложению незабвенного пьяненького астронома: «…но если мы возьмем телескоп, то увидим…».
Ну, его! Ведь, смотрите: многие из нас, а мои читатели, полагаю, как раз, особо активно, живем в гуще (в смысле – полужидкой субстанции) сильно политизированного общества. Даже те, кто этого не замечает. Но барахтание в этой субстанции, хоть, частное хоть, груповое, результатом дает, по сути, нулевое на нее влияние. Как на погоду.
Тогда вопрос: а надо ли, в свете уже прошедшего необратимо времени, анализировать нюансы взаимоотношения так называемых исторических личностей, групп, партий и т.д., их действия, взаимодействия, противодействия, что субъективно правильные, что — объективно ошибочные, если выводы всей этой аналитики ни к чему не применимы?
Не сумеем же мы перевоспитать Бен-Гуриона или ликвидировать в зародыше Гитлера.
И любой, самый разматерый корифей-ученый или политик, в этом деле, по сути, оказывается элементарным салагой, пикейным жилетом. Ибо, как сообразил еще кто-то, когда-то давно: нельзя дважды войти в одну реку, время необратимо, а история (вообще-то, несуществующая «наука») учит лишь тому, что она ничему не учит.
Поэтому, думаю, не стоит особо тратить время (по крайней мере, в данном фрагменте статьи) на перечисление имен, точных дат и прочих частностей. Ведь тогда было время тектонических подвижек, когда с огромной энергией сталкивались материковые плиты.
***
В ноябре (опять же, в ноябре!) 1918 г. Германия признала себя побежденной, и затихли, постепенно прекращаясь, боевые действия на фронтах 1МВ (20 в). Навоевавшиеся всласть, державы, главным образом, победители-антантовцы, занялись организацией послевоенного мирового порядка.
Россия, под руководством великого Ленина, воплотив великую мечту вождя о превращении империалистической войны в гражданскую, не переводя дыхания, летела к следующему этапу, раздувая «гражданку» до пожара всемирной революции, как процесса самоуничтожении империализма, последней, по мысли Ленина, стадии капитализма.
И потому России, чуть было не ставшей державой-победительницей, было не до дележки шкуры убитого медведя, хотя туша его крепко лежала на обширном куске ее дореволюционной территории.
Да и просто, идеологически, не с руки, было якшаться большевизму с мировым буржуинством, чья власть по видению ленинцев, вот-вот должна была рухнуть к сапогам красных. Впрочем, и буржуинство не слишком стремилось к сотрудничеству с ними.
Дипломафия же других госудaрств, как победителей, так и побежденных, развернула мощную деятельность. Как тайную, так и открытую.
В 1919 г. была создана Лига Наций, международная организация, предназначенная, в первую очередь, для поддержания мира.
Инициатором ее был президент США Вудро Вильсон (Д). Сама идея организации для управления мировыми межгосударственными процессами носилась в воздухе, по крайней мере, с 18 в., когда возникло понимание единственности земной цивилизации. Первая практическая попытка создания такого органа произошла в исторических условиях, сходных с теми, о которых мы ведем разговор – после мировой войны конца 18-начала 19 вв, обычно называемой «наполеоновской».

Тогда державы-победительницы учредили «Священный союз», просуществовавший менее 10 лет и угасший из-за их непримиримых противоречий в условиях главной тенденции той эпохи – формирования в Европе национальных государств. Так что, первая попытка, инициированная Александром I, оказалась неудачной…
В январе 1918 г. президент Вильсон представил проект послевоенного мирного договора из 14 пунктов, последний из которых призывал к образованию общего объединения наций на основе особых статусов в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств.
Этот проект лег в основу текста мирного договора Версальской конференции 1919-20 гг и стал основной идеей выработанного Устава Лиги Наций, который вступил в силу 10 января 1920 г.
А если помните, у американского народa есть такой обычай: по 20-м числам января «олимпийских» лет, в Белом доме зачастую происходит смена «хозяина».
Вудро Вильсон, инициатор создания Лиги, отслужил второй срок, был крайне непопулярен из-за участия США в «чужой войне» и немалых отрицательных экономических последствий ее для простонародного электората, и его сменил республиканец Уоррен Гардинг, выигравший 2 ноября (!) 1919 г. президентские выборы. Такова демократическая жизнь!
И воссел в Овальном кабинете новый фараон (извините, президент!)…
А идея модели его внешней политики была диаметрально противоположна, как сейчас бы сказали, глобалистской, вильсоновской – изоляционизм…
И так вышло, что версальские документы, составленные дипломафией под активным руководством Вильсона и подписанные его полномочным представителем, при новом президенте так и не были ратифицированы Конгрессом. И не стали США членом Лиги Наций, по сути, своего детища, и не были таковым никогда.
У меня нет конкретных данных, но есть ощущение (я, ведь не «историк», мне вещдоки не обязательны), что Вильсон, вообще-то свою идею Лиги Наций пробивал через Госдепартамент, преодолевая огромное сопротивление. Почему я так думаю? Да потому что американская дипломафия уже целый век после этого старается забыть про документы ЛН и производные от них, вынужденно ею написанные и подписанные впоследствии.

Что еще хотелось бы отметить. Учредительные документы ЛН создавались и отрабатывались лучшими юристами того времени. Она объединила более 50 стран. Надо помнить, что после 2МВ(20 в.) и массовой деколонизации 1950-60 гг число суверенных государств на планете значительно увеличилось, и Лига Наций охватывала, по сути все цивилизованные народы.
В Статуте ЛН предусматривалась схема, впоследствии частично перенятая ООН, т.е., иерархический принцип: Ассамблея, собираемая в установленное время и во всякий другой момент, если того требуют обстоятельства и Совет, состоявший, в разное время из 10-12 членов, часть которых – т.н. великие державы и примкнувшие к ним не столь великие (согласно списку), работали на постоянной основе, а остальные избирались на ограниченный срок. Т.е., нечто вроде нынеших Генассамблеи и Совета Безопасности.
Решения как Ассамблеи, так и Совета (ст.5) были обязательны для членов Лиги, представленных в собрании.
Структура Лиги, да и, возможно, «ветер времени» способствовали ее относительной функциональности – она, все-таки, в отличие от «Священного союза» проработала более четверти века, хотя много сделать не сумела. Самое главное – предотватить 2МВ(20в.)
Но об этом позже. Вернемся-ка из парков Версаля в наши Палестины.
В ноябре (!) 1918 г. войска Антанты, главным образом, британские, включавшие подразделения из колоний: Индии, Австралии, Н.Зеландии разгромив турецкие войска, принудили Османскую империю к подписанию перемирия и создали на ее территории оккупационные зоны, в т.ч., на вилайете Палестина.
Напомню, что план раздела Османской империи готовился Антантой втайне еще с 1915 г. Когда эта империя пала, то остатку «победительницы — разделительницы» — империи Российской, было совсем не до пира победителей, да и вообще, судьба черноморских проливов и южной Армении – не в нашей теме.
Еврейский ишув располагался в вилайете Палестина, в его западной части, между Средиземным морем и Иорданом. К 1922 г. население ишува составляло около 90 тыс. человек. К востоку от Иордана, на библейских уделах колен Реувена, Гада и Менаше еврейских поселений не было.
Продолжение следует
Ноябрь 2017