Обратная сторона медали. Ч. 2/3

Начальник генштаба ЦАХАЛ Гади Айзенкот награждает своего американского коллегу Джозефа Данфорда почетной медалью

 

.

Владимир Янкелевич

 

Продолжение   Начало

60-е годы

Ш. Де Голль и Д. Бен-Гурион. Париж, 1962 г.

В 1960-х годах к власти во Франции приходит Шарль Де Голль, который решает «перезагрузить» франко-арабские отношения. Обычное дело в международных отношениях. Такую перезагрузочную кнопочку дарили и Путину с тем же результатом.

Де Голль немедленно пересмотрел взаимоотношения с Израилем и повернулся к нему спиной, а лицом, соответственно, к арабам. США пока думали… Думать нужно было серьезно, война во Вьетнаме набирала обороты, а самолетам и кораблям нужна нефть.

А дело на Ближнем Востоке шло к новой войне.

22 мая 1967 г. Насер объявил о полном закрытии Тиранских проливов для израильских и неизраильских судов, но поставляющих в Израиль стратегические материалы.

«Израильский флаг больше не будет развеваться над Акабским заливом: наш суверенитет над заливом неоспорим. Если Израиль грозит нам войной, то мы отвечаем: «Добро пожаловать».

Гамаль Абдэль Насер

Это был акт войны.

Многих неудач удалось бы избежать, если бы Великобритания и Америка выступали единым фронтом, но чего не было, того не было.

Запад любит повторять «Блаженны миротворцы, ибо они…». Миротворцы практически не сделали ничего.

Министр Иностранных дел Израиля Абба Эвен пытался побудить США к выполнению американских гарантий о свободе судоходства.

В ходе встречи с Эвеном Джонсон красиво выразил свои симпатии к Израилю:

«Я хочу увидеть, как небольшой бело-голубой флаг будет снова реять в этих проливах»,

но от принятия на себя обязательств уклонился. Он ограничился общими декларациями, избрал тактику хладнокровного выжидания. Главным для него было уклониться от конфронтации с Советским Союзом, ему хватало Вьетнама.

Затем была выдвинута идея прорыва египетской блокады флотилией морских стран, скомплектованной на добровольных началах, но дальше идеи дело не сдвинулось, добровольцев не нашлось.

Это привело к Шестидневной войне, которую Израиль начал без союзников.

Говоря о Шестидневной войне, нельзя обойти ситуацию с разведывательным судном США «Либерти» (USS Liberty).

Related image
«Либерти» после атаки

Во второй половине дня 8 июня1967 года «Либерти» был атакован израильскими истребителями «Мираж III» и торпедными катерами приблизительно в 13 морских милях (24 км) к северу от Синайского полуострова. Первой же атакой на судне были уничтожены все антенны. В результате атаки «Либерти» получил серьёзные повреждения, погибли 34 и было ранено 173 члена экипажа.

США и Израиль договорились, что это была трагическая ошибка опознания. «Туман войны», как говорил Клаузевиц. Только поверить в это сложно, тумана войны или просто тумана в море не было. У судна были опознавательные знаки.

Что делал корабль-разведчик в этом районе? Есть разные версии.

То, что информация с «Либерти» не передавалась Израилю известно достоверно. Для США 8 июня все уже было абсолютно ясно, с Израилем работала прямая связь.

На мой взгляд, непротиворечивой версией является попытка США передать развединформацию арабам, чтобы помочь им избежать полного разгрома и прийти с американской помощью к миру на менее унизительных условиях. Эта версия объясняет, почему первым делом на «Либерти» израильскими самолетами были уничтожены все антенны, но сам корабль остался на плаву.

Пример «Либерти» достаточно наглядно демонстрирует уровень взаимодействия США и Израиля во время Шестидневной войны.

Только после убедительной победы в Шестидневной войне отношение Израилю в США стало меняться. Война показала, что Израиль создал мощные вооруженные силы, способные противостоять арабским амбициям, имеет серьезную военную промышленность, и его нужно рассматривать, как союзника на Ближнем Востоке. С этого момента США стали основным партнером и поставщиком оружия Израилю.

Промежуточный вывод:

 

Первые два десятилетия с момента образования Государства Израиль отношения между странами носили явно формальный характер. Слабое государство – обуза, сильное, способное постоять за себя становится союзником.

От истории к помощи

Американская помощь Израилю претерпевала значительные колебания от символических значений в 1950-60-е годы до сумм, превышающих 3 млрд. долларов в последние годы. При этом было два года 1974 и 1980[5], когда она превышала 20% израильского ВВП[6].

Качественное военное превосходство

Израиль с американской военной помощью сумел превратить ЦАХАЛ в одну из наиболее технологически оснащенных армий мира. Собственно иных вариантов у Израиля не было.

Чтобы сдерживать потенциальную агрессию окружающих враждебных государств, значительно превосходящих Израиль по численности населения, побеждать, не имея стратегической глубины, необходимо было обеспечить «Качественное военное превосходство», опираться на превосходное вооружение, тактику, подготовленные и мотивированные кадры и другие факторы военной эффективности.

Только так возможно сдерживать или побеждать своих численно превосходящих противников.

«Качественное военное превосходство», как оборонную доктрину Израиля, сформулировал Бен-Гурион в 1953 году. Эту доктрину поддержал Линдон Джонсон. Он считал, что Израиль является страной с либеральным, представительным правительством на Ближнем Востоке и его выживание является жизненно важным национальным интересом США.

Image result for phantom f4 israelВ 1968 году администрация Линдона Джонсона при поддержке со стороны Конгресса одобрила продажу Израилю партии на тот момент суперсовременных самолетов «Фантом» F-4, что явилось первым сигналом к потеплению отношений.

Первым президентом, который в явной форме принял на себя обязательство по поддержке качественного военного преимущества Израиля, был президент Рональд Рейган. Он выразил и уверенность в том, что и каждая последующая администрация будет продолжать в отношении Израиля такую же политику. В сентябре 2008 года обязательство поддерживать качественное военное превосходство [Qualitative Military Edge (QME)] было записано в закон США, широко известный, как «Закон о передаче кораблей» 2008 года[7].

Длительное время американская военная помощь частично предназначалась, в том числе, и для закупки военной продукции израильских оборонных предприятий. Это помогло создать наукоемкую оборонную промышленность Израиля, которая входит в десятку лучших производителей и продавцов оружия мира.

По мере укрепления израильской экономики Израиль и США договорились о постепенном отказе от экономической помощи. В 2008 финансовом году Израиль перестал получать гранты из Фонда экономической поддержки (Economic Support Fund – ESF)[8], с 1971 года являвшегося крупнейшим грантовым реципиентом.

Пик американской военной помощи пришелся на Войну Судного дня. Это поставки 1973 года, но по отчетности они попали в 1974. Однако этот рекорд был побит в 1979  финансовом году[9].

Image result for carter begin sadatЧем вызван пик помощи 1979 года? Этот финансовый год начался в октябре 1978 — ровно на следующий месяц после сентябрьского соглашения в Кэмп Дэвиде[10]. Видимо Бегину удалось получить плату с союзника за уступчивость на переговорах, в числе прямых последствий которых было и начало существенной регулярной помощи враждебному Египту.

Военные поставки в войну 1973 года очень наглядно демонстрируют взаимоотношения США и Израиля, настолько наглядно, что есть смысл вернуться к эпизоду «воздушного моста» 1973 года.

Related imageВ отдельных источниках говорится, что президент Никсон для организации «воздушного моста» распорядился: «Поднять в воздух все, что может летать!» Тогда отношения США и Израиля и вышли на тот уникальный уровень партнерства, который никак не был характерен для них ранее.

Но есть нюансы.

«Воздушный мост» начал функционировать только 14 октября, когда судьба войны уже была решена. В этот день произошло одно из крупнейших танковых сражений в истории. 2000 танков вели бой вдоль всей линии фронта. К вечеру того же дня битва закончилась полной победой Израиля, и это решило исход войны. Затем израильские войска форсировали Суэцкий канал.

Итак, война шла с 6 октября 1973 г. Неужели правительство Израиля не обращалось за помощью к США?

Обращалось.

מימין: השגריר לשעבר שמחה דיניץ, גולדה מאיר והנרי קיסינג'ר בשנת 1973 (צילום: משה מילנר, לע"מ)
Г. Киссинджер, Г. Меир и С. Диниц. Незадолго до начала войны Судного дня. 1973 г.

Послом в Вашингтоне был недавно назначенный и малоопытный Симха Диниц. Он все вопросы, как и положено, решал с Генри Киссинджером.

Основной тактикой Киссинджера в первые (самые тяжелые для Израиля) дни войны было — обещать немедленные поставки оружия, говорить красивые слова и этим ограничиваться.

Он их и говорил, обещал, что поставки начнут немедленно, вот только преодолеют сопротивление военных и вашингтонских бюрократов. Диниц верил ему, не предпринимал практически ничего, не пытался активизировать общественное мнение, прессу и произраильское лобби в Конгрессе, все слушал успокоительные разговоры Киссинджера.

Тогда Голда Меир решила обойти Киссинджера и обратилась к президенту Никсону напрямую. Так появился «воздушный мост». Ну а Киссинджер своими действиями напомнил Израилю о его полной зависимости от Соединенных Штатов. Он первым из американских политических деятелей понял, что, манипулируя отношениями с Израилем, можно оказывать давление на арабские страны, как бы говоря им:

«Если вы хотите добиться чего-либо от Израиля, у вас нет иного выхода, кроме как просить об этом нас [а не СССР]».

Related imageТак сразу же после войны между египетскими и израильскими вооруженными силами были налажены прямые контакты.

Израильский генерал Аарон Ярив, специальный советник начальника Генерального штаба, регулярно встречался с египетским генералом Абд эль-Гани эль-Гамаси на 101-м километре шоссе Суэц-Каир. Они были людьми конкретными, быстро нашли общий язык. Им нужно было решать неотложные вопросы по разъединению войск, организации поставок продовольствия для окруженной Третьей египетской армии и ряд других.

Но это не устроило Киссנнджера. Ему важно было показать, что дипломатический прогресс невозможен без непрекращающихся американских усилий. Ему нужно было «израильское упрямство», которое он превращал в американский политический капитал, и этот капитал нельзя было тратить без предварительного согласия Америки. А генералы портили картину.

«Израильское упрямство, которое носит просто маниакальный характер, тем не менее, служит интересам обеих наших стран… Успех нашей стратегии строился на том, что мы были единственной страной, способной добиваться уступок от Израиля; а сложившаяся обстановка чрезвычайно затрудняла эту нашу задачу».

Генри Киссинджер

Израильское упрямство нужно было организовать, и Киссинджер настоятельно «посоветовал» израильтянам притормозить с переговорами на 101-м километре и подождать с изложением своей позиции по разъединению войск «до Женевы».

Стало понятно, что отношения Израиля с Соединенными Штатами носят весьма условный и непредсказуемый характер, и что американская администрация руководствуется собственными интересами, которые далеко не всегда тождественны интересам Израиля, а порой очевидным образом противоречат им.

 

Промежуточный вывод 2

Предоставление значительной по масштабам помощи от США имеет важнейшее значение, но ни при каких условиях нельзя воспринимать ее, как необходимое условие выживания государства. Она не может быть важнее собственной политики государства в военной и экономической сферах, важнее, чем территориальный фактор и т.д.

Необходимо воспринимать американскую военную помощь, как временный фактор, не идя ради нее на различные военно-политические уступки и иные шаги, вредящие безопасности и национальному достоинству.

Тем не менее дружественные отношения с США принесли свои плоды. Так за 11 лет, с 1985 по 1996 годы, США предоставили военной помощи на сумму $19,3 млрд. и экономической — на $18,8 млрд. В период с 1997 по 2002 годы США было выделено военных грантов на сумму $12,5 млрд. В 2000-м году размер помощи впервые превысил $3 млрд., составив $3,1 млрд, а с 2011 стала ежегодно превышать 3 млрд.

 

Программы передачи избыточной военной техники (Excess Defense Articles – EDA[11])

В рамках этой программы часть излишних вооружений и военной техники, превышающих требования собственных сил обороны, или высвобождаемых в процессе модернизации США передают Израилю по льготным ценам или без взимания платы. Этой программой управляет Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности (DSCA)[12]

С 2001 по 2011 год Израилем в рамках этой программы было получено вооружений и военной техники на сумму более 330 млн. долларов. В 2016 году администрация Обамы одобрила поставку в Израиль 10 самолетов F-15D с оценочной стоимостью 181 млн. долл. США, в то время, как цена одного самолета $29,9 млн (1998 год).

Поддержание военно-технического баланса (военно-техническое балансирование)

США заинтересованы в союзниках на Ближнем Востоке, а союзники заинтересованы в качественном оружии. Если оружие им не продать, то они его все равно купят, но у конкурентов, политических и экономических. Да и продажа оружия только Израилю позволила бы обвинить США в разжигании региональной войны. А в США этого не любят.

Лидер суннитского мира безусловно Саудовская Аравия. Она же и главный покупатель американского оружия.

IISS[13]. Оценка военных расходов государств Персидского залива в миллионах долларах США

На графике виден резкий рост военных расходов Саудовской Аравии. Вот тут и приходится как следует задуматься о «Качественном военном превосходстве».

За прошедшие годы Израиль неоднократно выражал озабоченность по поводу продаж Соединенными Штатами современного вооружения, в частности, самолетов, бортовых радиолокационных систем, а также высокоточных боеприпасов в арабские страны Персидского залива, особенно в Саудовскую Аравию.

Для того, чтобы успокоить израильское министерство обороны, встревоженное тактическими характеристиками поставляемой саудовцам авиационной техники, американцы заверили израильтян, что на истребителях будут отсутствовать боевые системы дальнего радиуса действия, которые могут быть использованы в наступательных операциях против израильских целей наземного и морского базирования. В это верится слабо. Если не поставят американцы, поставит кто-нибудь другой.

Приобретением Израилем партии самолетов пятого поколения F-35, в принципе является достаточно веским аргументом, что США придерживаются принципа качественного военного превосходства Израиля.

Опасение роста военного потенциала Саудовской Аравии в настоящее время снизилось. Угроза создания иранского ядерного потенциала послужила определенному сближению позиций Израиля и Саудовской Аравии, но сближению пока очень ненадежному.

 

Окончание следует

Январь 2018

 

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.